MedOrgConsult.ucoz.com

Каталог файлов

Главная » Файлы » Литература Лекарственное обеспечение

28.08.2013 Контрактная система для обеспечения государственных и муниципальных нужд: осуществление закупок
12.10.2013, 17:55
Источник1    Источник2

…Способы определения поставщиков »

  Согласно ст. 24 Закона о контрактной системе поставщик выбирается с помощью конкурентных процедур, к которым относятся:
— открытый конкурс;
— конкурс с ограниченным участием;
— двухэтапный конкурс;
— аукцион в электронной форме;
— запрос котировок;
— запрос предложений;
— закрытые способы (аукцион и конкурс).
  Кроме того, возможны закупки у единственного поставщика.
  Закон о контрактной системе расширяет возможные способы определения поставщиков по сравнению с прежним законом, предусматривающим размещение заказов путем проведения торгов (конкурс или аукцион) и без проведения торгов (запрос котировок и единственный поставщик).
  Принципиальное различие этих двух законов – в процедуре размещения заказа. В соответствии с законодательством о размещении заказов основным способом размещения заказа являются торги в виде открытого аукциона в электронной форме, в то время как согласно ч. 2 ст. 48 Закона о контрактной системе заказчик всегда производит закупку в форме открытого конкурса. Исключение составляют случаи:
— проведения конкурса с ограниченным участием;
— проведения двухэтапного конкурса;
— проведения открытого аукциона в электронной форме;
— проведения запроса котировок;
— проведения запроса предложений;
— закрытого способа закупки;
— закупки у единственного поставщика.
  Закон о контрактной системе специально определяет случаи, когда должны проводиться такие процедуры.
Частью 2 ст. 59 Закона о контрактной системе предусматривается разработка аукционного перечня, причем субъектам РФ разрешается утверждать в дополнение к федеральному перечню свой аукционный перечень, который будет действовать для всех заказчиков данного субъекта РФ (за исключением федеральных заказчиков).
  Закон о контрактной системе формулирует два непременных критерия включения товаров, работ, услуг в указанные перечни:
— существует возможность сформулировать подробное и точное описание объекта закупки;
— критерии определения победителя такого аукциона имеют количественную и денежную оценку.
Существенным подспорьем для заказчиков может стать типовая конкурсная документация. Требования к типовой документации устанавливает Правительство РФ. В соответствии с ч. 4 ст. 48 Закона о контрактной системе типовая документация станет обязательной для заказчиков.

  Централизация закупок »
  В целях централизации закупок и реализации принципа профессионализма Закон о контрактной системе предусматривает возможность создания государственного органа, муниципального органа или казенного учреждения, уполномоченного определять поставщиков для заказчиков.
  По общему правилу, не допускается возлагать на такие органы и учреждения полномочия по обоснованию закупок, определению условий контракта, в том числе определению начальной (максимальной) цены контракта, и подписанию контракта. Контракты подписываются заказчиками самостоятельно.
  В этой части отличие от Закона о размещении заказов заключается в возможности создания уполномоченного органа в форме казенного учреждения, что может существенно увеличить приток профессиональных кадров. Ведь работники учреждений не являются государственными или муниципальными служащими и на них не распространяются какие-либо ограничения.
  Принципиальным нововведением является норма ч. 5 ст. 26 Закона о контрактной системе, вступающая в силу с 1 января 2016 г. Она закрепляет обязанность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления принять решение об осуществлении полномочий заказчика созданными органами (казенными учреждениями). Иными словами, органы власти федерального, регионального и местного уровней обязаны определиться с системой закупок подведомственных учреждений и имеют возможность централизовать все функции, передав их одному уполномоченному органу или учреждению.
  Такая централизация процессов закупок, с одной стороны, должна благоприятно отразиться на качестве закупок, так как в уполномоченных органах будут сосредоточены наиболее профессионально подготовленные специалисты в соответствующей сфере, а с другой стороны, может негативно сказаться на развитии конкуренции и предпринимательства в целом, так как лоты при проведении закупок неизбежно будут укрупняться.
  Необходимо отметить, что заказчики, годовой объем закупок которых в соответствии с планом-графиком превышает 100 млн руб., должны будут сформировать контрактные службы, при этом создавать отдельные структурные подразделения не обязательно. Иными словами, заказчик может возложить обязанности контракт ной службы на существующее подразделение. Соответственно заказчики, чей годовой объем закупок ниже этой суммы, могут назначать контрактного управляющего. Контрактная служба действует на основании положения. Типовое положение разрабатывает федеральный орган исполнительной власти, регулирующий контрактную систему.
  Для определения поставщиков заказчик создает комиссии. Закон преду сматривает ограничения по количеству членов в их составе. Аукционная, конкурсная и единая комиссии должны включать не менее пяти человек, а котировочные комиссии и комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений – не менее трех.
  Заказчики также имеют право привлекать на договорной основе специализированные организации для определения поставщиков, а также экспертные организации или отдельных экспертов.

  Преимущества для субъектов »
  В соответствии с ч. 1 ст. 27 Закона о контрактной системе участие в определении поставщиков может быть ограничено только в случаях, прямо предусмотренных Законом. В то же время новый Закон расширяет перечень субъектов, которым даются преимущества при определении поставщиков. В частности, к ним добавлена социально ориентированная некоммерческая организация. Правовой статус такой некоммерческой организации и способ его получения регулируется законодательством о некоммерческих организациях.
  Общие положения о предоставлении преимуществ учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы и организациям инвалидов в старом и новом законах совпадают. Правительству РФ предстоит разработать и утвердить порядок предоставления преимуществ этим организациям и перечень товаров, работ, услуг, в отношении которых предоставляется такое преимущество.
  Субъекты малого предпринимательства (далее – СМП) и социально ориентированные некоммерческие организации (далее – СОНО) Законом о контрактной системе рассматриваются совместно (ст. 30). Преимущества, предоставляемые при определении поставщиков, для них совпадают. Но в отличие от Закона о размещении заказов Закон о контрактной системе устанавливает только нижний предел по размещению закупок у СМП и СОНО в 15% от общего годового объема закупок по плану-графику. Верхнего предела нет. Кроме того, начальная (максимальная) цена контракта составляет 20 млн руб. (в Законе о размещении заказов – 15 млн руб.).
  Далее заказчики ежегодно до 1 апреля должны будут формировать отчет о проведенных процедурах определения поставщиков и заключенных контрактах с СМП и СОНО. Отчетность существенно повысит мотивацию заказчиков проводить процедуры для СМП и СОНО. Наконец, Закон о контрактной системе предусматривает возможность заказчиков производить закупки для своих нужд у СМП и СОНО любых видов товаров, работ и услуг без конкретного перечня.

  Требования к участникам »
  Законом о контрактной системе установлены единые требования к участникам закупок. Они во многом совпадают с Законом о размещении заказов, но имеется ряд принципиальных дополнений.
  В частности, в реестр недобросовестных поставщиков будет включаться информация об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, а также о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки. Соответственно, заказчики устанавливают требования об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков сведений в отношении юридических лиц и субъектов, имеющих отношение к этим юридическим лицам.
  Правительство РФ вправе устанавливать дополнительные требования к участникам закупок отдельных видов товаров (работ, услуг), проводимых в форме конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов. Заказчикам вменена обязанность указывать такие требования в документации о закупке, если они будут установлены соответствующим нормативным актом Правительства РФ.
Согласно Закону о контрактной системе участник закупки может быть отстранен на любом этапе, если выявится несоответствие единым требованиям к участникам закупки, предусмотренным ч. 1 и 2 ст. 31 Закона. Эта норма дает больше возможностей заказчикам и, как представляется, будет дисциплинировать участников закупки, стимулировать их предоставлять достоверную информацию, сократит число недобросовестных участников.
  Закон о контрактной системе устанавливает новые сроки для отмены процедуры определения поставщика. Так, по истечении срока отмены определения поставщика и до заключения контракта заказчик вправе отменить определение поставщика при наступлении обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством. Многие специалисты в сфере закупок высказывают опасения по поводу практического применения данной нормы, так как в Гражданском кодексе РФ отсутствует четкое определение понятия «непреодолимой силы», что на практике может вызвать различные злоупотребления со стороны заказчиков.
  При закупке лекарственных препаратов законодатель установил дополнительные основания для отстранения или отказа от заключения контракта:
— предельная отпускная цена лекарственных препаратов, предлагаемых таким участником закупки, не зарегистрирована;
— предлагаемая участником закупки цена закупаемых лекарственных препаратов превышает их предельную отпускную цену, а от снижения предлагаемой цены при заключении контракта участник закупки отказывается.

Критерии оценки заявок »
  Статья 32 Закона о контрактной системе устанавливает критерии оценки заявок при проведении конкурсов и запросов предложений. Количество критериев оценки сокращено. Кроме того, заказчикам при проведении запросов предложений предоставлено право не использовать эти критерии.
  Правительство РФ должно в установленные сроки разработать и принять положение о значимости, содержании критериев, определенных Законом, и порядке оценки заявок.
  Закон о контрактной системе регламентирует правила описания объекта закупки в отношении качественных и технических характеристик, указания товарных знаков, максимальных и минимальных характеристик.
Закон содержит очень важное уточнение относительно терминологии и параметров, которые используются заказчиками при составлении документации о закупке. В целях унификации предписано применять терминологию и парамет ры из утвержденных технических регламентов, стандартов и иных требований, предусмотренных законодательством РФ о техническом регулировании.

  Контракт »
  Неотъемлемой частью документации о закупке является контракт. Общие положения о контракте во многом схожи с нормами законодательства о размещении заказов, но с уточнением отдельных особенностей.
  Цена контракта является твердой на весь срок его действия, за исключением случаев, установленных Законом. Из всех перечисленных в ст. 95 Закона о контрактной системе случаев нас более всего интересует право заказчиков изменять цену контракта пропорционально количеству товаров, объему работ и услуг не более чем на 10%.
  Данное положение действовало и в рамках Закона о размещении заказов. По всей видимости, законодатель положительно оценил итоги регулирующего воздействия этой нормы и решил вернуть ее в Закон о контрактной системе.
На наш взгляд, данная норма добавит возможностей добросовестным заказчикам более эффективно расходовать бюджетные средства. Однако недобросовестный заказчик может использовать эту возможность, чтобы манипулировать итогами произведенных закупок, поскольку даже при снижении начальной цены он всегда сможет добавить «своему» поставщику 10% к контракту, компенсировав снижение.
  Закон о контрактной системе также предусматривает разработку и утверждение типовых контрактов и их типовых условий, которые составят библиотеку контрактов, размещенную в Единой информационной системе закупок (далее – ЕИС). Подобная библиотека контрактов существует в рамках системы государственного заказа г.Москвы и уже доказала свою эффективность. Справедливости ради следует заметить, что еще в период действия Закона о размещении заказов о необходимости такой библиотеки много говорили в профессиональной среде, но реализовать этот проект тогда не получилось.
  Законодатель крайне подробно регламентирует содержание контракта. Например, если контракт заключается на срок более чем три года и его цена составляет свыше ста миллионов рублей, контракт должен включать в себя график исполнения. Закон также устанавливает обязательность включения в контракт условий о приемке товара, работы, услуги. Допускается односторонний отказ от исполнения обязательств по контракту. В контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения контракта. Статья 93 Закона о контрактной системе предусматривает весьма необычную возможность заключения контракта в устной форме. Данная статья регламентирует случаи заключения контракта с единственным поставщиком.

  Устный контракт может быть заключен:
— если сумма контракта до 100 тыс. руб.;
— на посещение зоопарка, театра, кинотеатра, концерта, цирка, музея, выставки или спортивного мероприятия;
— при закупках лекарственных препаратов, которые необходимы пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, жизненные показания), по решению врачебной комиссии, которое отражается в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии.
  Закон о контрактной системе устанавливает требования, которые можно расценить как вмешательство в хозяйственную деятельность участников закупки либо как дополнительный контроль со стороны заказчика, который положительно отразится на добросовестности исполнения контрактов.
  Например, в случае если начальная цена контракта превышает размер, установленный Правительством РФ, в контракте должна быть указана обязанность участника закупки предоставить заказчику информацию о своих выгодоприобретателях, единоличном исполнительном органе хозяйственного общества, членах коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителе. Данная информация должна быть представлена заказчику за семь дней до заключения контракта. За просрочку предоставления информации за каждый день начисляются пени вплоть до дня предоставления такой информации. При этом невыполнение поставщиком требования не влечет недействительность контракта.
  Данное правило необходимо для установления заинтересованности и родственных отношений между представителями заказчика и поставщика, что также должно сократить количество аффилированных компаний-победителей в закупках.

  Антидемпинговые меры »
  Закон о контрактной системе предусматривает меры борьбы с большим (неоправданным) снижением начальной (максимальной) цены контракта недобросовестными участниками закупки. В частности, установлена процедура увеличения обеспечения контракта в полтора раза, если начальная цена превышает пятнадцать миллионов рублей и участник предложил цену меньше начальной на 25%. В случае если начальная цена составляет пятнадцать миллионов руб лей и менее, участник может предоставить повышенное обеспечение или информацию о своей добросовестности. Требования к такой информации и ее перечень установлены Законом.
  При проведении конкурса участник закупки, снижающий цену на 25% и более, должен предоставить в составе заявки документы, подтверждающие его добросовестность. Если такие документы не предъявлены, необходимо предоставить обеспечение контракта в полтора раза больше до подписания контракта.
  При проведении аукциона документы, подтверждающие добросовестность участника, предоставляются до подписания контракта. Если участник не выполнит данные условия, то он признается уклонившимся от заключения контракта со всеми негативными последствиями, предусмотренными нормами Закона.
  Законодатель также предоставил заказчику право при проведении конкурсов на выполнение научно-исследовательских, технологических и опытно-конструкторских работ, оказание консультационных услуг устанавливать различные величины значимости критериев оценки заявок, в зависимости от снижения участником закупки начальной (максимальной) цены.
  Заслуживает внимания норма, устанавливающая требования при заключении контрактов для нормального жизнеобеспечения. Участники, предложившие цену исполнения контракта на 25% ниже начальной цены (и более), обязаны предоставить обоснование такого снижения. При проведении конкурсов – в составе заявки, а при проведении аукционов – вместе с подписанным и направленным заказчику для подписания контактом.

  Обеспечение заявок и контрактов »
  Закон о контрактной системе определяет обязанность заказчиков при проведении конкурсов и аукционов устанавливать обеспечение заявок.
  По общему правилу размер такого обеспечения составляет от 0,5 до 5% от начальной цены контракта, а при цене контракта до трех миллионов рублей – только 1%. Исключение сделано для субъектов, которым предоставляются преимущества. Для них обеспечение заявок составляет 2%.
  Законодатель устанавливает новую форму обеспечения заявок. Для конкурсов и закрытых аукционов можно предоставлять обеспечение заявок в виде банковской гарантии. Срок действия банковской гарантии должен составлять не менее двух месяцев с момента окончания даты подачи заявок.
  Уточняющим и очень важным является положение о сроках поступления денежных средств в качестве обеспечения заявок. Денежные средства должны поступить до даты рассмотрения таких заявок. Норма является жизненно необходимой для заказчиков и добросовестных участников закупки, так как известны случаи, когда недобросовестные участники предоставляют в составе заявки копию поддельного платежного поручения.
  Установлены четкие требования к банковским гарантиям, банкам, их выдавшим, а также регламентируется создание реестра банковских гарантий, в котором каждый заказчик сможет при подписании контракта проверить достоверность предоставленного ему обеспечения.

  Заключение »
  Законодатель предоставляет во многих вопросах большую автономию заказчикам. Время покажет, насколько это оправданно и как скоро последует общественная критика и раздадутся призывы к ужесточению норм Закона о контрактной системе.
  В следующей публикации мы рассмотрим конкретные способы определения поставщиков и начнем с конкурса.

zdrav.ru



Категория: Литература Лекарственное обеспечение | Добавил: Creator
Просмотров: 740 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar