Одним из ключевых положений федерального Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), определяющих статус бюджетных учреждений как заказчиков является закрепленное ч. 2 ст. 15 указанного Закона право бюджетных учреждений часть своих закупок вывести из-под действия закона о контрактной системе и осуществлять их в порядке, предусмотренном федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – закон № 223-ФЗ).
Нормы ч. 2 ст. 15 Закона о контрактной системе в равной мере распространяются на все бюджетные учреждения, в том числе на бюджетные учреждения здравоохранения.
При этом при принятии бюджетным учреждением здравоохранения принципиального решения о целесообразности перевода части своих закупок под действие Закона № 223-ФЗ необходимо учитывать следующие моменты:
1. В случае перевода части закупок в режим Закона № 223-ФЗ бюджетному учреждению здравоохранения и его сотрудникам необходимо будет постоянно осуществлять работу в двух правовых режимах: по Закону о контрактной системе и по Закону № 223-ФЗ, при этом оба указанных закона требуют от заказчиков планирования закупок, раскрытия информации о проводимых закупках в сети Интернет, отчетности о проведенных закупках и иных действий, связанных с подготовкой и оформлением соответствующих документов.
2. Закупки, выведенные под действие Закона № 223-ФЗ, не учитываются в общегодовом объеме закупок по Закону о контрактной системе, в том числе в целях определения пороговых значений для проведения запросов котировок, заключения договоров по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.
3. Закупки с «двойным» финансированием (за счет субсидии и за счет средств от приносящей доход деятельности) в любом случае осуществляются в рамках Закона о контрактной системе.
4. За нарушения Закона № 223-ФЗ также, как и за нарушения Закона о контрактной системе, установлена административная ответственность. При этом контрольным органом является Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные органы.
5. При проведении закупок по Закону № 223-ФЗ заказчики самостоятельно в своих положениях о закупках товаров, работ, услуг устанавливают перечень используемых ими способов закупки, условия и порядок их применения, в том числе самостоятельно устанавливают перечень прямых закупок, к которым можно отнести, например, поставку сложной медицинской техники и комплектующих к ней, а также ее техническое обслуживание, закупки с пороговым значением, например, до 300 000 тыс. руб. по одному договору и т. д.
6. В ходе осуществления закупок по Закону № 223-ФЗ не запрещено указывать товарные знаки или иные точные характеристики закупаемых товаров, например, возможна закупка лекарственных средств по их торговым наименованиям.
7. Для работы по Закону № 223-ФЗ отсутствуют законодательные требования о создании контрактной службы (назначении контрактного управляющего), а также какие-либо квалификационные требования к лицам, задействованным в осуществлении закупок по Закону № 223-ФЗ.
Принципиально важным является вопрос о том, какие именно закупки могут быть выведены бюджетными учреждениями здравоохранения за рамки Закона о контрактной системе…
…Еще одной значимой особенностью регулирования закупочной сферы, установленной ч. 2 ст. 15 Закона о контрактной системе, является то обстоятельство, что положения названной нормы распространяются исключительно на бюджетные учреждения.
Таким образом, положения Закона о контрактной системе о возможности перевода части закупок под регулирование Закона № 223-ФЗ и, следовательно, об одновременном применении одним учреждением двух режимов закупок с разным нормативно-правовым регулированием, не могут применяться ни к казенным учреждениям здравоохранения (которые работают по общему режиму, установленному Законом о контрактной системе), ни к автономным учреждениям здравоохранения (которые, за отдельными изъятиями, руководствуются Законом № 223-ФЗ).
При этом понятие бюджетного учреждения закреплено в п. 1 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», согласно которой бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом; государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Исходя из названных положений законодательства, любое бюджетное учреждение, по сути, имеет два основных источника финансовых поступлений: субсидия на выполнение государственного (муниципального) задания и средства от выполнения (оказания) за плату работ (услуг) для граждан и юридических лиц (например, средства от оказания платных медицинских услуг).
При этом, как уже говорилось выше, субсидия на выполнение государственного (муниципального) задания, а также средства ОМС всегда расходуются в общем порядке, установленном Законом о контрактной системе, иные доходы бюджетного учреждения, а также средства на привлечение соисполнителей по государственным (муниципальным) контрактам в случае принятия соответствующего правового акта (положения о закупках), – в порядке, предусмотренном Законом № 223-ФЗ…
...Также существенным аспектом применения бюджетными учреждениями Закона № 223-ФЗ является вопрос планирования закупок и отчетности по результатам таких закупок. Обязательным требованием законодательства при осуществлении бюджетными учреждениями здравоохранения закупок по Закону № 223-ФЗ является планирование таких закупок и отчетность по их результатам по правилам указанного закона.
В завершение необходимо отметить, что частичный переход бюджетного учреждения здравоохранения на работу по Закону № 223-ФЗ является весьма серьезным управленческим и стратегическим решением, в связи с чем целесообразность такого перехода, а также все его юридические и практические последствия должны быть тщательно взвешены и обдуманы.
zdrav.ru |