Происходящий на наших глазах экономико-политический кризис не может не отражаться на темпах и особенностях развития фармацевтического рынка нашей страны. В таких условиях фармкомпаниям важно выбрать правильную стратегию. Это особенно важно правильно выбрать целевую аудиторию и ценовую стратегию для региональных фармкомпаний. Что же происходит на фармрынке? На этот вопрос пытались ответить участники конференции, проходившей 2-3- октября в рамках фармацевтического саммита Pharmastrategies-2015, организованного компанией Infor-media.
Бюджет, выделенный на здравоохранение в следующем году, по словам всех аналитиков, мягко говоря, «выглядит огорчительно». Все планы по дальнейшему наращиванию мощностей рассчитаны на 5-7–летнюю перспективу, и что с ними теперь, «совсем непонятно». Фармгиганты переключают свое внимание в большей степени на Индию и Китай, где краткосрочные планы более понятны.
Вошли в пике
По данным генерального директора DMS group Сергея Шуляка, несмотря на то, что фармрынок в целом вырос в рублях на 7,3% (за счет роста цен на лекарства), в сегменте госзакупок произошло снижение на 0,2%, а в упаковках на 5%, на 11% снизились покупки парафармацевтических продуктов, на 4,5% сократились закупки лекарств в ЛПУ. По позициям видно, что произошли сокращения продаж у лидеров: на 5% снизились продажи лейкопластырей, на 11% уменьшились продажи цитромона, на 12% сократились продажи нафтизина, на 26% – активированного угля, на 27% – ацетилсалициловой кислоты. В рейтингах в своих группах пока удерживают верхние строчки продаж такие препараты как стрепсилс, аквамарис, лизобакт, ингалипт. Но в целом за 8 месяцев 2014 года россияне не купили уже 136 млн упаковок лекарств, по сравнению с предыдущим годом.
Оглянуться на итоги работы в первом полугодии и «реалистичнее» оценивать происходящее на фармрынке, несмотря на «радостные» отчеты Минэкономразвития, призвал участников конференции и генеральный директор компании «IMS Health Россия и СНГ» Николай Демидов. В целом назвав свои ожидания «негативными», он констатировал замедление роста рынка, продолжение смещения спроса на лекарства в сторону более дорогих, дальнейшее сокращение объема препаратов для льготников. По его прогнозу рост фармрынка при этом пока останется в целом плюсовым: в 6-10% на протяжении 2015-2018 годов, но за счет роста цен на лекарства. До Нового года аналитики роста рынка в упаковках не ожидают.
Регулирование будет более жестким
Максимальное обеспечение потребностей внутреннего рынка в наиболее важных, жизненно необходимых лекарствах, сокращение зависимости РФ от импорта препаратов, доступность лекарств для всех слоев населения при экономической эффективности их производства останутся приоритетными для регулятора – Минздрава, в этом аналитики сошлись во мнениях. Упор на качество, безопасность и эффективность производимой продукции сохранять будет непросто. Перевооружение промышленности и создание новых производств в соответствии с требованиями надлежащей производственной практики (GMP), совершенствование научной базы развития фармацевтической промышленности, разработка и освоение новых лекарственных средств и фармацевтических субстанций будут осуществляться, по мнению экспертов, «с оглядками». Подготовка и повышение квалификации кадров, совершенствование системы продаж и организации управления в сфере производства лекарств потребуют от бизнеса совместных действий и вложений.
Без совместных усилий, без частной инициативы не заработает, да в целом и не появится инспекторат, который будет аудировать новые производства на соответствие требованиям GMP, отметил заместитель гендиректора Stada CIS Иван Глушков. В Минпромторге их по-прежнему всего 6 человек, и не смогут они, как предполагалось, начать деятельность с 2015 года. Не появится и общая система ЕГИС, которая дает возможность производственникам видеть, что происходит с конкретным препаратом в аптеке, сколько его продано, сколько осталось. Тогда бы информация начала поступать на завод оперативно, а не через месяц, как сейчас.
В ближайшее время России предстоит существенно снизить зависимость от импорта в сфере фармацевтики, и эта задача в первую очередь возложена на современные производства, которые должны к 2020 году обеспечить 90% препаратов, входящих в Перечень жизненно-важных и необходимых лекарственных препаратов. О вопросах, касающихся стратегии импортозамещения и продвижения отечественных лекарств, рассказал Генеральный директор ЗАО «ФармФирма «Сотекс» Виталий Смердов. Он подчеркнул, что закупки для госнужд отечественных лекарств и отказы импортерам при налачии двух отечественных производителей начнутся уже с 1 января 2015 года.
Рецепт выживания – M&A
Стремление фармацевтических компаний занять лидирующие позиции на фармрынке – важная движущая сила сделок по слиянию и поглощению (mergers and acquisitions — M&A). Причем M&A уже долгое время остаются одним из ключевых инструментов для развития бизнеса во всем мире. Стратегически правильно продуманные слияния и поглощения могут позволить компании выжить в трудное время, а также пополнить свой продуктовый портфель препаратами, пользующимися спросом. Кроме того, такие сделки сдерживают конкуренцию со стороны дженериков в сторону оригинальных лекарств после истечения срока действия патентной защиты. Слияния и поглощения дают возможность расширить присутствие компаний на ранее не охваченных рынках, заполучить новые технологические возможности и наработки.
Но остался ли еще в России потенциал для M&A-сегмента? Какими могут быть направления инвестиций? По словам управляющего директора направления «Здравоохранение и Фармация» BIC Securities Александра Лобакова, в 2014 году сделок в данной нише было совершено на 250-300 млрд долларов, однако пласт для поисков постепенно «скудеет», а качественных активов в РФ в области фармации становится все меньше.
«По-прежнему спрос существенно превышает предложения», — сказал эксперт. Все чаще фактически происходит только обмен активами, лицензионные сделки, «поскольку у компаний есть продукты, которые уже не растут в продажах», и их меняют на более перспективные для бизнеса. Все большую активность проявляют местные инвест-фонды, в качестве которых выступили недавно Газпромбанк (покупка российской фармацевтической компании «Оболенское», производящей российские лекарства по стандартам GMP) и компания «Инеррос» (приобретение НПО «Петровакс Фарм» — лидера среди российских компаний-разработчиков и производителей инновационных фармацевтических препаратов).
Главными драйверами таких решений могут быть в «неустойчивое время» необходимость заполнить продуктовый портфель препаратов наработками компаний, «зрелыми и незрелыми брэндами, в продуктовых портфелях которых находятся инновационные лекарства или продукты на стадии разработки и связанные с ними технологии. Таким путем вполне возможно нивелировать конкурентные удары со стороны генерических версий оригинальных препаратов после окончания срока действия их патентной защиты. Но эксперты оговариваются, что возможно, такие планы были 2-3 месяца назад, но ситуация на рынке сейчас меняется еженедельно и не в лучшую сторону. Найти перспективные научные нематериальные активы не менее легко, чем материальные.
«Сливки уже сняты», — подтвердил мнение Лобакова директор подразделения «Здравоохранение» Synovate Comcon Healthcare Олег Фельдман. По мнению президента «Протека» Вадима Музяева, на интересные разработки нацелено внимание и производителей с современными цехами.
«Был бы интересный препарат, а воспроизвести его не проблема, — заметил Музяев. – К тому же объединенными активами дешевле управлять». Что касается дистрибуции, то в этой нише все возможные сделки по слияниям и поглащениям уже произошли, считают эксперты, и если кто-то из западных игроков и появится в РФ, то не раньше, чем лет через пять. Зато можно ожидать сделок по слиянию в аптечной рознице, которая, по словам вице-президента компании «Алванса» Андрея Белашова, «перенасыщена активами и будет бурлить». Ясно, что в кризисное время слияния и поглощения – это возможность хотя бы остаться на рынке, некий страховой билет в завтрашний день. Сейчас же межрегиональные сети и аптеки жестко борются друг с другом за потребителя, в рознице «царят хаос и местные войны», когда конкурентам перед аптекой «роют ночью траншеи и заваривают двери». Не понятно пока, по его словам, с чем войдут на рынок построенные новые локальные производства.
По прогнозам, наращивать мощности смогут только производители дженерических лекарств. В целом же M&A — это медленный, крайне хлопотный и дорогостоящий процесс. Иногда такие бизнес-стратегии в сфере слияний и поглощений фармацевтических и биотехнологических компаний не дают ожидаемых результатов.
Во второй день конференции участники продолжили обзор главных тенденций на фармацевтическом рынке во втором полугодии 2014 года, познакомились с фармацевтическим рынком Крыма, участвовали в дискуссиях по возможностям оптимизации бизнеса компании в условиях замедления роста продаж, предлагали механизмы увеличения доходности производителей и сохранение доходности дистрибьюторов и ритейла.
ria-ami |