Как Минпромторг раздавал вспоможение отечественным фармкомпаниям
Государство стимулирует импортозамещение не только при помощи заградительных мер, но и щедрых авансов в адрес локальных игроков. За последние четыре года министерство раздало российским компаниям субсидий под исследования и выпуск препаратов на общую сумму почти 20 млрд рублей. Так крупные отечественные разработчики, которые и без того строили свои маркетинговые стратегии на копировании блокбастеров рынка госзакупок, нашли в лице Минпромторга главного спонсора. Доступ к финансированию получили не только гранды отрасли, но и относительно небольшие компании. Впрочем, промежуточные итоги большой раздачи выглядят настораживающе: из 99 препаратов, разработку которых в Минпромторге профинансировали и посчитали завершенной, до рынка дошел только один.
С ЛЕГКИМ ПИАРОМ
На бюджетном рынке долю отечественных компаний до сих пор нельзя было назвать превалирующей. В ТОП50 (см. рейтинг ≪Казенные доны≫ на стр. 30) производителей – партнеров госзаказа (без учета программы ≪Семь нозологий≫) чисто отечественных, к которым мы в данном случае относим тех, у кого весь портфель локализован в России, всего девять. Их совокупная выручка в закупочном сезоне 2014 года составила 12 млрд рублей, в то время как общие продажи участников этого рейтинга – 178,3 млрд рублей. Отдельно в ≪Семи нозологиях≫ ситуация с импортозамещением выглядит получше. Из 20 производителей‑партнеров, чья общая выручка составляет 34,4 млрд рублей, отечественных – шесть, да и общий вклад весомее – почти 3,7 млрд рублей (см. рейтинг ≪Строй дорогостоя≫ на стр. 31).
Немногочисленные отечественные разработчики лекарств еще до того, как Минпромторг начал раздавать им задания по импортозамещению, сами определили главными мишенями самые маржинальные препараты, вывели или готовят к выводу на рынок собственные аналоги. Перечень этих мишеней в последние годы стабилен: помимо МНН программы ≪Семь нозологий≫ в него можно смело включить более 90 оригинальных препаратов (см. таблицы ≪Поп‑кинетика≫ на стр. 34 и ≪Обращение к запечатанному≫ на стр. 33).
Но вообще решение Минпромторга помочь разработчикам идеями и деньгами в 2010 году в отрасли восприняли с большим воодушевлением. Чиновники не просто выдавали субсидии на организацию производства или разработку, а представляли проект как дело государственной важности.
Компании, принявшие участие в конкурсах на трансфер зарубежных разработок ЛС и организацию клинических и доклинических исследований, рассчитывали, что помощь государства будет всесторонней – не только софинансирование разработок по списку министерства, но и помощь в доведении их до рынка.
Конкурсы на НИОКР Минпромторг начал проводить в 2011 году. Список препаратов, ≪прописать≫ которые в России хотели чиновники, строился на основе двух перечней – ЖНВЛП и 57 стратегических МНН, составленного по случаю в Минздравсоцразвития. Поначалу два министерства действовали как равноправные кураторы этого госзаказа. Тогда немногих смутило, что портфель замещения сформирован довольно небрежно. Например, полный цикл производства дженериков по 15 МНН из этого списка уже и без финансовой поддержки Минпромторга осуществляется в России. А еще 23 оригинальных препарата, которые чиновники предлагают скопировать, с разной степенью локализации уже производятся в России силами местных подрядчиков под контролем патентообладателей (см. таблицу ≪Нарушить упаковку≫ на стр. 32). То есть государство продолжает тратить солидные деньги на неактуальный заказ.
Масштаб финансирования проектов импортозамещения впечатляет. С начала 2011 года по 1 ноября 2014 года Минпромторг разыграл 123 лота на трансфер технологий (см. таблицу ≪Прямая передача≫ на стр. 38) и 269 лотов на ≪клинику≫ и ≪доклинику≫. Ощий объем госфинансирования по этим двум направлениям составил 4,4 млрд и 15 млрд рублей соответственно. Кто освоил эти деньги?
ТЕПЛЕНЬКИЕ ПОШЛИ
В конкурсах на организацию трансфера приняли участие всего 20 компаний. Явный лидер – ≪Ф‑Синтез≫, получивший от государства субсидии на 2 млрд рублей (см. таблицу ≪Промо и торг≫ на стр. 49). Поучаствовать в организации доклинических и клинических исследований решились уже 138 компаний. И максимальный объем субсидий здесь оказался значительно меньше – 757 млн рублей освоил лидер конкурсного этапа ≪Генериум≫ (см. таблицу ≪Испытание рублем≫ на стр. 43).
Всего на текущий момент успешно завершенными признаны 99 контрактов. Сколько из препаратов в итоге добрались до рынка? Один: 2 июля 2014 года замыкавшее двадцатку ООО ≪Фирма ≪ВИПС‑МЕД≫ зарегистрировало аналог препарата Омнипак от GE Healthcare. В то же время участники рынка неплохо исполняют государственную волю и без государственных денег. По крайней мере, вывести препараты на рынок без кооперации с Минпромторгом у них получается быстрее.
VM посмотрел, сколько дженериков из перечня 57 стратегических МНН локальные фармпроизводители смогли зарегистрировать к началу ноября. Результаты индивидуальных забегов оказались неплохими. Всего отечественные компании освоили 23 из 57 МНН (еще по 13 ведутся КИ), зарегистрировано 42 торговых наименования (см. таблицу ≪Заместители главного≫ на стр. 46), из них на данный момент уже закупаются на тендерах 18 препаратов.
Участники рынка говорят, что причиной столь низкой эффективности сотрудничества бизнеса и государства на ниве импортозамещения является бюрократия. ≪Существует колоссальная проблема со срывом сроков исполнения госконтрактов. И львиную долю вины за это следует возложить на чиновников≫, – сетует генеральный директор компании ≪Фарм‑Синтез≫ Тимофей Петров. По его словам, на организацию каждого этапа госконтракта требуется разрешение регуляторов – Минпромторга или Минздрава. При этом два министерства не координируют свои действия. ≪На согласование отдельных моментов может уйти от шести месяцев до года, но при этом контракт не предусматривает пересмотра сроков исполнения≫, – добавляет Петров.
В фармкомпаниях все же признают, что сотрудничество с государством им интересно, в том числе с финансовой стороны, однако они ждут от регуляторов большей вовлеченности в совместную работу.
vademec.ru |