Мировые фармпроизводители сокращают объемы выплат врачам и фармацевтам за продвижение своей продукции из-за усиления контроля со стороны общественности. Об этом свидетельствуют результаты журналистского расследования проекта ProPublica. В аналитическом материале указывается, что в 2012 году Eli Lilly выделила на гонорары медработникам за выступления на конференциях 21,6 млн долларов вместо 47,9 млн долларов в 2011 году. В свою очередь компания Pfizer сократила расходы на спикеров на 62% - с 22 млн до 8,3 млн долларов. Третий крупный игрок фармрынка – Novartis – в 2012 году потратил на указанные цели 14,8 млн долларов вместо 24,8 млн годом ранее. Эта тенденция журналистами объясняется повышенным вниманием к маркетинговым расходам компаний со стороны регуляторных органов, научных сообществ и общественности. Немаловажную роль в сокращении расходов на продвижение продукции играет закон о раскрытии информации о размере годовых выплат врачам производителями медицинского оборудования и ЛС. Согласно правилам Physician Payment Sunshine Act, данные о выплатах за последние пять месяцев прошлого года должны быть опубликованы уже в этом сентябре. У самих компаний другое объяснение для сложившейся ситуации: истечение сроков патентов у препаратов, и, как следствие, снижение прибыли. Так, Lilly столкнулась в 2011 году с завершением патентной защиты антипсихотика Зипрекса, а в конце 2013 году патент истек у антидепрессанта Цимбалт. Под давлением общественности, некоторые производители полностью пересмотрели маркетинговые программы. К примеру, GlaxoSmithKline в декабре объявила о прекращении прямых выплат медицинским работникам за посещение специализированных конференций и выступления с лекциями.
Ремедиум |