Зарплаты менеджеров по продажам лекарственных препаратов за год снизились на 8,4%. Если в 2012 г. средний оклад этих специалистов равнялся 65 тыс., то в 2013 г. - 59,5 тыс. рублей. Как показывают результаты исследования уровней оплаты труда в фармацевтике по итогам 2013 г., представленного кадровым агентством «КАУС-Медицина», менеджеры по продажам - единственная категория фармперсонала, чьи зарплаты не только не выросли за год, но и, наоборот, снизились.
Возможно, это обусловлено общим замедлением темпов роста фармрынка. Не исключено, что со снижением динамики продаж компании корректируют мотивационную схему оплаты труда «продажников», делая больший акцент на бонусную часть вознаграждения.
Заметим, что и другие сотрудники отделов продаж числятся в аутсайдерах по показателю роста зарплат в сравнении с другими категориями фармперсонала (у директоров по продажам годовой рост составил лишь 1,8%, у медпредставителей - 4,6%). Для сравнения: у медицинских советников зарплаты выросли на 39%, у менеджеров по тендерам - на 18,5%.
По данным исследования, минимальный уровень зарплатных предложений для менеджеров по продажам в 2013 году составлял 40 тыс. рублей, максимальный - доходил до 80 тыс. рублей.
Как отмечают эксперты, основные требования к кандидатам на данную позицию – хорошие переговорные навыки, умение проводить презентации, желательно высшее медицинское или фармацевтическое образование – таким кандидатам работодатели отдают предпочтение. Связано это с тем, что такие специалисты лучше понимают специфику бизнеса и разбираются в продвигаемой продукции. Особенно это важно в продажах инновационных лекарственных средств, в госпитальных продажах.
В большинстве фармацевтических компаний встречается четкое разделение менеджеров по продажам по типу клиентов и территориальному признаку. В представительствах западных компаний функции менеджеров по продажам выполняют менеджеры по ВЭД, которые взаимодействуют с компаниями - дистрибьюторами. В их задачи входят переговоры с дистрибьюторами, подготовка и ведение контрактов на поставку продукции, согласование всех вопросов, касающихся поставок, возможных скидок. А также работа с рекламациями, обеспечение своевременной оплаты счетов, вопросы логистики (в случае отсутствия отдела логистики).
Иногда помимо менеджеров по ВЭД в компаниях существуют отдельные должности менеджеров по работе с дистрибьюторами.
В ряде компаний существуют также должности менеджеров по работе с национальными и крупными региональными сетями.
Иногда менеджеры по работе с дистрибьюторами могут принимать участие в сборе данных по продажам продукции компании в регионах через дистрибьюторов, в разработке акций для компаний–дистрибьюторов и аптечных сетей, направленных на увеличение объемов продаж.
Функции менеджера работе с дистрибьюторами и/или аптечными сетями часто пересекаются с функциями менеджера по работе с ключевыми клиентами, региональными менеджерами – в таких случаях в компаниях фиксируются зоны ответственности специалистов.
Фармперсонал
|