|
Каталог файлов
21.08.2013 Тарифы на оплату медицинской помощи по ОМС
| 18.02.2014, 20:50 |
Эксклюзивное интервью заместителя начальника финансово-экономического управления Федерального Фонда ОМС Инны Железняковой журналу «Экономика ЛПУ в вопросах и ответах».
«При расчете тарифов ОМС стоимость материальных запасов, потребляемых в процессе оказания медицинской помощи или услуги, целесообразно определять как среднюю цену, сложившуюся в регионе по результатам закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд».
Инна Александровна, недавно были опубликованы данные о том, что за последний год количество частных медицинских организаций, вошедших в систему ОМС, увеличилось почти в 2 раза. Но объем медицинских услуг, реально оказываемых такими организациями, очень небольшой: их руководители говорят, что тарифы не покрывают реальных затрат на оказание медицинской помощи. Должно ли учитываться при расчете тарифов ОМС фактическое потребление материальных запасов?
Согласно ст. 35 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», структура тарифа на оплату медицинской помощи определяется базовой программой ОМС и включает в себя в т. ч. расходы на приобретение материальных запасов: лекарств, расходных материалов и реактивов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария и т. д.
Собственно методика расчета тарифов утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 № 158н в составе Правил обязательного медицинского страхования. Методикой предусмотрено, в частности, что тарифы включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой ОМС.
Там же указано, что затраты на материальные запасы, полностью потребляемые в процессе оказания медицинской помощи, включаются в состав тарифа в соответствии с табелем оснащения организации или ее структурного подразделения медицинским инструментарием, мягким инвентарем, изделиями медицинского назначения для оказания данного вида медицинской помощи по профилю, нормами лечебного и профилактического питания.
То есть если материальные запасы указаны в табеле оснащения, на них установлены нормы потребления, то расчет производится в соответствии с этими нормами. Если нормы не установлены, в расчет принимается фактический объем потребления в процессе оказания медицинской помощи.
Не могли бы Вы конкретизировать, какие именно материальные запасы учитываются при расчете тарифов ОМС – только те, которые потребляются при оказании медицинской помощи, или все, что необходимо для обеспечения деятельности медицинской организации?
При расчете тарифов учитываются затраты, как непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи, так и необходимые для обеспечения деятельности организации, но не потребляемые непосредственно при оказании медицинской помощи.
В целом, перечень расходов, относящихся к материальным запасам, определен классификацией операций сектора государственного управления, утвержденной приказом Минфина России № 171н в составе группы 300 «Поступление нефинансовых активов», ст. 340 «Увеличение стоимости материальных запасов».
На эту статью относятся расходы по оплате договоров на приобретение (изготовление) объектов, относящихся к материальным запасам, в т. ч.:
- медикаментов и перевязочных средств;
- медицинской техники, вживляемой в организм пациента;
- продуктов питания;
- горюче-смазочных материалов;
- строительных материалов;
- мягкого инвентаря, в т. ч. имущества, функционально ориентированного на охрану труда и технику безопасности, гражданскую оборону (специальной одежды, специальной обуви и предохранительных приспособлений (комбинезонов, костюмов, курток, брюк, халатов, полушубков, тулупов, различной обуви, рукавиц, очков, шлемов, противогазов, респираторов, других видов специальной одежды);
- запасных и (или) составных частей для машин, оборудования, оргтехники, вычислительной техники, систем телекоммуникаций и локальных вычислительных сетей, систем передачи и отображения информации, защиты информации, информационно-вычислительных систем, средств связи и т. п.;
- кухонного инвентаря;
- приобретение бланочной продукции (за исключением бланков строгой отчетности);
- другие подобные расходы.
Учитывая, что цены у разных поставщиков разные, какая стоимость принимается в расчет?
При расчете тарифов ОМС стоимость материальных запасов, потребляемых в процессе оказания медицинской помощи или услуги, целесообразно определять как среднюю цену, сложившуюся в регионе по результатам закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд. Посмотреть такую информацию можно в Едином реестре заключенных государственных и муниципальных контрактов на сайте zakupki.gov.ru. Кроме того, некоторые цены есть на сайте Росстата.
Учитываются ли затраты на медикаменты, которые не указаны в стандартах медицинской помощи? Тем более что стандарт написан для конкретной нозологической формы, а почти у каждого пациента есть сопутствующие заболевания.
Прежде всего, напомню, что согласно ч. 4 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ, стандарт медицинской помощи включает в себя усредненные показатели частоты и применения медицинских услуг, лекарственных препаратов, медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, компонентов крови, видов лечебного питания, а также иные усредненные показатели, учитывающие особенности конкретного заболевания (состояния). То есть стандарт не описывает лечение конкретного пациента.
В письме Минздрава России от 30.04.2013 № 13-2/10/2-3113 указано, что превышение усредненных показателей, установленных стандартами, допускается по назначению лечащего врача, при наличии медицинских показаний – с учетом индивидуальных особенностей пациента, особенностей течения заболевания. При наличии показаний могут проводиться дополнительные диагностические исследования, вообще не включенные в стандарт.
Понятно, что если у пациента есть конкурирующее, фоновое или сопутствующее заболевание, при лечении пациента должно быть исключено дублирование медицинских услуг и лекарственных препаратов.
Стандарты медицинской помощи содержат перечень лекарственных препаратов по международному непатентованному наименованию, а также указание средних доз применения лекарственного средства, что позволяет формировать заявки медицинских организаций на приобретение препаратов с учетом индивидуальных особенностей пациентов.
При организации оказания медицинской помощи рекомендуется планировать применение лекарственных препаратов (по торговым наименованиям), входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также иных необходимых для профилактики, диагностики и лечения лекарственных препаратов, зарегистрированных на территории Российской Федерации, с учетом потребностей граждан в бесплатной медицинской помощи за счет средств, предусмотренных на финансовое обеспечение территориальных программ государственных гарантий, в т.ч. территориальных программ обязательного медицинского страхования.
А что касается амортизации оборудования, которое имеется в организации и реально используется при оказании медицинской помощи, но не указано в стандарте оснащения, – она учитывается в тарифах?
Повторю, что в методике расчета тарифов на оплату медицинской помощи четко сказано, что в расчет тарифов включаются затраты на амортизацию оборудования, используемого в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги) в соответствии с табелем оснащения медицинской организации (ее структурного подразделения).
Частью 1 ст. 37 Федерального закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определено, что медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с Порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории РФ всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи. Оснащение оборудованием осуществляется в соответствии со стандартом оснащения, предусмотренным в Порядке оказания медицинской помощи населению.
То есть, при расчете тарифов нужно учитывать амортизацию того оборудования, которое предусмотрено порядками оказания медицинской помощи.
Есть затраты, которые довольно сложно прогнозировать, например оплата коммунальных услуг, тарифы на которые меняются в течение года. Как быть с ними?
Нужно понимать, что норматив финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, установленный территориальной программой ОМС, является усредненным показателем. Он учитывает затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в течение года. Медицинские организации резервируют средства, полученные за оказанную медицинскую помощь, и используют их в течение года, исходя из своих потребностей, в пределах общего объема финансового обеспечения, установленного территориальной программой ОМС.
Учитываются ли при расчете тарифов расходы на содержание территорий медицинских учреждений?
Расходы на содержание территорий относятся к расходам, носящим постоянный характер. Они могут осуществляться за счет средств обязательного медицинского страхования в соответствии со структурой тарифа. Размер таких расходов ограничен значением норматива финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи, установленным территориальной программой обязательного медицинского страхования в субъекте Российской Федерации.
А закладываются ли в тариф расходы на повышение квалификации персонала?
Частью 4 ст. 196 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения ими определенных видов деятельности.
В соответствии со ст. 72, 79 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ медицинские работники и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами РФ, в т. ч. на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации за счет средств работодателя в соответствии с трудовым законодательством РФ. То есть медицинская организация обязана обеспечивать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации медицинских работников.
Работодатель обязан обеспечить повышение квалификации медицинских работников в сроки, необходимые для продления ими сертификатов специалиста: наличие сертификата – это лицензионное требование. Приказом Мин здрава России от 29.11.2012 № 982н установлено, что срок действия сертификата – 5 лет. Конкретные сроки проведения повышения квалификации работодатель может устанавливать самостоятельно, но не реже, чем один раз в пять лет.
Сроки прохождения курсов повышения квалификации определяются Квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения, установленными приказом Минздравсоцразвития России от 07.07.2009 № 415.
Стоимость повышения квалификации включена в тариф ОМС и ограничена значением норматива финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи, установленным территориальной программой обязательного медицинского страхования в субъекте Российской Федерации.
Объем средств, получаемых медицинской организацией, напрямую зависит от количества оказанных медицинских услуг. Как обеспечивается финансирование больниц в период сезонного спада заболеваемости и числа госпитализаций?
В соответствии с письмом Минздрава России от 25.12.2012 № 11-9/10/25718 «О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» объемы предоставления медицинской помощи, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования, распределяются решением Комиссии по разработке территориальной программы ОМС между страховыми медицинскими организациями и между медицинскими организациями.
Распределение объемов медицинским организациям производится с учетом коечной мощности в разрезе видов, профилей отделений, коек, врачебных специальностей; распределение в течение года. При этом учитывается фактическое (за предыдущий период) и расчетное потребление медицинской помощи застрахованными лицами в течение года.
Объемы медицинской помощи устанавливаются решением Комиссии на год с поквартальной разбивкой в течение года, с учетом сезонного спада заболеваемости и числа госпитализаций с последующей корректировкой при необходимости и обоснованности.
Норматив финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, установленный территориальной программой ОМС, является усредненным показателем и учитывает затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом в течение года.
Медицинские организации должны резервировать средства, полученные за оказанную медицинскую помощь в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по ОМС – с тем, чтобы использовать их, в т. ч. в период сезонного спада заболеваемости, в пределах общего объема финансового обеспечения, установленного территориальной программой обязательного медицинского страхования.
Читайте также:
zdrav.ru |
Категория: Пресса | Добавил: Creator
|
Просмотров: 1340 | Загрузок: 0
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|