– Препараты по перечню из 24 орфанных заболеваний худо‑бедно закупаются регионами. Но Минздравом сформирован еще один перечень – из 230 редких нозологий. Как эти перечни соотносятся?
– Редких заболеваний в мире насчитывается около 10 тысяч, более точное количество назвать невозможно. Их трудно классифицировать, поскольку для некоторых нозологических форм даже нет кода по МКБ‑10 (международная классификация болезней 10‑го пересмотра). Поэтому в перечне Минздрава на самом деле не 230 болезней, а значительно больше – в совокупности около 600–700, – поскольку зачастую сюда были включены не нозологии, а группы, объединяющие сразу несколько заболеваний. Конечно, перечень не полный. Впрочем, задача составить список всех редких болезней в нашей стране и не ставилась. Главной целью было формирование перечня заболеваний, для которых есть диагностика и эффективная методика лечения. Затем из этого большого перечня формировался маленький, включающий 24 рубриката, что и отразилось в постановлении правительства №403.
С этим маленьким перечнем, конечно, больше всего вопросов и проблем.
По идее, утвержденный в 2012 году перечень должен постоянно обновляться. А вот этого как раз не происходит: не существует ни четких критериев включения в перечень того или иного заболевания, ни нормативов, регламентирующих порядок его пересмотра. Понятно, что в перечень должны входить заболевания, имеющие фармакотерапию или лечебное питание. И, конечно, должна быть предусмотрена возможность включать новые болезни, поскольку появляются современные методы лечения редких заболеваний, регистрируются новые препараты. Например, болезнь Помпе – неуклонно прогрессирующее нервно‑мышечное заболевание, способное привести к инвалидности и часто к гибели без соответствующего лечения. В России эту болезнь диагностировали у 11 человек. В начале года был зарегистрирован препарат для ферментозаместительной терапии – Майозайм, но заболевание и препарат не включены ни в один из списков или перечней. А болезнь Помпе, по‑моему, основной претендент на включение либо в программу «Семь нозологий», либо в перечень орфанных заболеваний, лечение которых находится в сфере компетенции регионов.
Прозрачность процедуры пересмотра перечня 24 заболеваний – принципиальный вопрос. Если в непростой системе здравоохранения и лекарственного обеспечения будет больше ясности, всем будет проще – и чиновникам, и пациентам, и врачам. Именно эту позицию отстаивают наша и другие общественные организации в Совете по защите прав пациентов при Минздраве РФ.
– Для разрешения этих проблем необходимо обновление нормативной базы?
– В принципе, в законодательстве многие вопросы и проблемы прописаны, все можно решить при помощи существующих постановлений, приказов и других документов. Проблема в том, что эти проблемы не решаются. Например, постановление правительства №890 от 30 июля 1994 года – достаточно древний документ, безусловно, требующий корректировки. Но во многих случаях это единственная «соломинка» для наших пациентов.
В некоторых регионах больные, даже если их заболевание включено в «Перечень 24», не всегда могут получить необходимые им препараты и вынуждены добиваться обеспечения своих прав, гарантированных и Конституцией, и федеральным законом №323 «Об основах охраны здоровья граждан», через суд. Один из региональных департаментов здравоохранения выдал пациенту ответ на претензию, что в регионе обеспечение лекарствами больных по «Перечню 24» происходит после вынесения судебного решения. И это, к сожалению, весьма распространенная практика: большинство больных, нуждающихся в дорогостоящем лечении, добиваются гарантированной государством терапии в судах. Региональные власти не справляются с возложенными на них обязательствами. На одном из заседаний Общественной палаты прозвучала такая оценка: в ряде регионов потребность в препаратах по 24 заболеваниям удовлетворяется лишь на 30%!
Сложилась парадоксальная ситуация, когда федеральное министерство не может влиять на региональные решения. Исходящие из центра решения носят рекомендательный характер, то есть регион может их не выполнять. Вертикаль не достроена, и потому больные сразу обращаются к президенту. Причем даже стыдно сказать – элементарная помощь превращается в целую одиссею! Нужно, например, кресло‑каталка, тебя записывают в очередь, и в лучшем случае ты через год его получишь, но к тому времени тебе уже совершенно другая каталка будет нужна или, может, не нужна вообще.
– В чем же выход – передать реализацию орфанной программы на федеральный уровень?
– Я бы не была так категорична. С учетом разных нозологий в так называемый «Перечень 24» входит гораздо больше заболеваний, около 58. Половина из них лечится с помощью диетотерапии. На мой взгляд, наиболее дорогостоящие заболевания необходимо из «Перечня 24» перенести в программу «Семь нозологий». Что касается диетотерапии, то лечебное питание, равно как и другое лекарственное обеспечение больных, например фенилкетонурией, галактоземией, регионы вполне могут потянуть. Это не настолько дорого, чтобы серьезно отразиться на их бюджетах. Поэтому отказы регионов от обязательств по этим нозологиям звучат очень странно.
– То есть за регионами следует сохранить гособязательства по недорогостоящим препаратам и диетотерапии?
– Было бы логично. По сравнению с лекарствами специализированные смеси стоят недорого. Кроме того, зачастую закупка лечебного питания происходит в экстренном порядке – по результатам неонатального скрининга. Проще закупить смеси через регион после выявления заболевания, чем составлять заявку, отправлять ее в федеральный центр и дожидаться, пока там поймут общую потребность, объявят и проведут конкурс. Регионы способны самостоятельно решать эти задачи. В то же время препараты, остро необходимые в моменты криза болезни, тоже должны закупаться непосредственно в регионах и всегда быть в запасе. И, наоборот, в тех случаях, когда требуется дорогостоящая фармакотерапия или речь идет не об одном‑двух пациентах, а о сравнительно большом числе больных, эффективнее прибегать к централизованной закупке.
При разделении ответственности назревает еще одна проблема – с 2015 года планируется передача в регионы программы массового скрининга новорожденных. Это ни в коем случае нельзя допустить.
– Почему?
– Массовый скрининг новорожденных позволяет избежать тяжелых и дорогостоящих последствий, инвалидизации. При неонатальном скрининге тестируют на пять редких заболеваний – фенилкетонурию, врожденный гипотиреоз, галактоземию, муковисцидоз и адреногенитальный синдром. Представим, что не все регионы смогли закупить наборы и реактивы для скрининга, как следствие, редкие болезни остались невыявленными, а их лечение в дальнейшем – еще более дорогостоящим. Непрерывный неонатальный скрининг должен охватывать более 95% новорожденных и осуществляться под постоянным контролем государства – только в этом случае он будет эффективным. Орфанная статистика такова: чтобы выявить у одного ребенка фенилкетонурию, необходимо протестировать 8 тысяч новорожденных, что весьма затратно. Но уже посчитано, что своевременное выявление и купирование этой болезни обойдется государству значительно дешевле, чем содержание больного, обеспечение его необходимыми препаратами и льготами по инвалидности.
– Тем не менее в нескольких регионах есть собственные проекты по скринингу, значит, не все у нас так категорически плохо?
– В Москве и Свердловской области запущены пилотные проекты расширенного неонатального скрининга на 30 наследственных заболеваний. Прекрасно организован скрининг в Краснодарском крае – там разработали высокотехнологичную программу учета результатов скрининга, позволяющую тотально контролировать процесс. Но при этом в каких‑то регионах до сих пор ведут рукописный учет буквально в конторских книгах! Пока федеральный Минздрав не разработает единую систему, повсеместно передавать неонатальный скрининг на места нельзя. Кроме того, есть редкие заболевания, при которых скрининг не показал своей эффективности. Например, галактоземия: заболевание иногда протекает так стремительно, что за неделю, пока подготовят заключение по скринингу, пациент может умереть. Для этого заболевания следует проводить селективный скрининг – то есть в срочном порядке обследовать тех новорожденных, у которых есть симптомы заболевания.
– Но и массовый скрининг новорожденных выявляет не все патологии, для диагностирования многих заболеваний требуется генетическое тестирование. Насколько доступны сегодня такие исследования?
– Да, выявить большинство орфанных заболеваний можно либо с помощью молекулярного тестирования, включающего анализ ДНК, либо биохимического. Лабораторий, способных провести такое тестирование, крайне мало. И лишь единичные центры выполняют подобные исследования бесплатно. Здесь, конечно же, надо срочно определяться, что входит в систему госгарантий, а что пациент оплачивает самостоятельно. И вообще, давно пора подтянуть лабораторно‑диагностическую службу хоть на адекватный развитию здравоохранения в целом уровень. Некоторые тесты, безусловно, должны финансироваться государством – на заболевания, включенные в программу «Семь нозологий», входящие в «Перечень 24», а также пренатальная и преимплантационная диагностика для семей с наследственными заболеваниями. Дефицит кадров в лабораторной диагностике чудовищный, кроме того, наладить службу мешают лицензионные нюансы: например, лаборантом‑генетиком может стать только врач, но не биолог или химик. И прочее, и прочее.
– Какие аспекты помощи больным с редкими заболеваниями требуют переосмысления и развития?
– Скажу о том, чего недостает в принципе. Должны постоянно проводиться оценка эффективности лечения, непрерывный мониторинг состояния больного – хватает ли ему назначенной дозы препарата или, наоборот, нет ли избытка. Это сейчас вообще мало кто делает. Консилиумы врачей должны решать и предоставлять отчеты: по динамике терапии и необходимости продолжения лечения, по замене препарата или лечебного питания. При позднем выявлении болезни пациенту уже трудно помочь. Бессмысленно тратить миллионы на препарат, который уже не помогает, но ведь можно направить эти средства на реабилитацию, на уход за пациентом на дому. Что толку закупать детям лечебное питание, если они его не едят, и родители все равно покупают сами то, что нравится их малышу больше? К пациентам с редкими заболеваниями нужен индивидуальный подход. И помощь будет существеннее, и затраты – эффективнее. Тут важно понимать, что может и должно делать государство, что – пациенты и их близкие, что – благотворительные фонды или, например, страховые компании. Больных становится больше, новых препаратов тоже. Только высокоэффективные методы лечения должны использоваться государством, и над государственными программами должен быть контроль.
– К слову, о благотворительных фондах – насколько часто, по вашему опыту, подобные организации помогают пациентам с редкими заболеваниями?
– Наши люди готовы жертвовать деньги на благотворительность, но они хотят сразу увидеть эффект – либо дают на конкретную операцию, либо на терапию, которая способна зримо улучшить состояние больного. Но большинство редких заболеваний – тяжелые, хронические, требующие пожизненного лечения. Разово собрать деньги можно на экстренную помощь, а на пожизненную терапию – практически нереально. К сожалению, ни один фонд не будет тратить на одного человека 30 млн рублей. Поэтому единственная возможность для пациентов, которым региональная власть неправомерно отказывает в гарантированной помощи, – обращаться в суд. При этом я уверена, что в некоторых регионах можно решить вопрос и более мирным путем. Сейчас созданы советы по защите прав пациентов при многих региональных минздравах, и это прекрасная площадка для обсуждения и общих вопросов, и конкретных проблем, касающихся отдельного пациента. Система здравоохранения, ориентированная на пациента, при которой интересы пациента наиважнейшие, – это то, к чему следует стремиться.
vademec.ru
VADEMECUM #14 (39) 28 апреля – 4 мая, 2014
|