По мнению главы Комитета по охране здоровья Госдумы Сергея Калашникова, Минздрав неэффективно расходует выделяемые на здравоохранение средства.
В качестве примера Сергей Калашников привел информатизацию здравоохранения. «Единственным результатом явилось создание электронной записи в очередь в поликлиники. Не создана единая электронная медицинская карта, не создан электронный больничный, не созданы базы данных. Можем ли мы осуществлять, например, эффективное донорство, когда у нас нет баз данных для пациентов и реципиентов, тех, кому нужны органы, и тех, кто готов в случае смерти отдать их?» – рассказал он в интервью РБК.
По данным аналитического центра журнала Vademecum, в 2014 году затраты достигли 6,5 млрд рублей.
Также, по мнению Калашникова, нерациональным является акцент на высокотехнологичную помощь, тогда как нужно больше уделять внимания профилактической медицине, которая позволяет обнаружить болезни на ранних стадиях, «когда они лечатся за пять копеек». «Мы с 2005 года начали строить высокотехнологичные медицинские центры. Причем было принято уникальное решение строить их в чистом поле, вместо того чтобы дать деньги в областные больницы, где уже операции делают, есть подготовленные врачи и оборудование. Астрахань, где расположен сердечно-сосудистый центр, – это тупик. Что с Северного Кавказа, что из Приморского округа до Астрахани не доберешься, поэтому он и заполнен на 40%», – негодует он.
Вопрос финансирования медпомощи, оказываемой в рамках системы обязательного медицинского страхования, также требует решения, отмечает Калашников. «Нет денег на обеспечение стандартов лечения. Поэтому, приняв порядка тысячи стандартов, которые теперь стали называться протоколами лечения, они их благополучно забыли. В законе эта запись была принята в обтекаемой форме, жесткого требования нет, поэтому нужны еще подзаконные акты со стороны правительства и Минздрава, – пояснил он. – Но на сегодняшний день еще 22 нормативных акта не подготовлено. Сейчас закон «Об основах охраны здоровья граждан» перерабатывается, и этот пункт мы хотели реанимировать, но правительство против».
На смену медико-экономическим стандартам, впрочем, приходят клинико-статистические группы. Такой метод расчета, по данным ФФОМС, взяли на вооружение более 50 регионов страны.
В середине апреля в очередной раз с громкой критикой Минздрава выступила Счетная палата РФ. По мнению аудиторов, оптимизация здравоохранения не привела к ожидаемому росту эффективности и доступности медицинской помощи.
vademec.ru |