Министерство здравоохранения России распространила следующий комментарий в связи с заявлением заместителя председателя Счетной палаты РФ Веры Чистовой.
Заместитель Министра здравоохранения РФ Наталья Хорова сообщила следующее: Минздрав России неоднократно озвучивал, что стандарты медицинской помощи - это только малая часть всей стандартизации, необходимой для эффективно работающей системы здравоохранения. Что касается обязательности их исполнения, то ответ на этот вопрос содержится в Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», согласно которому медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи. Нетрудно заметить, что в соответствии с данной нормой обязательными для исполнения на территории Российской Федерации являются только порядки, а не стандарты.
В настоящее время наряду со стандартами используются клинико-статистические группы (КСГ), которые предусматривают более справедливое распределение финансовых средств при оплате медицинской помощи в зависимости от реальных затрат медицинской организации и стимулирует эти организации к эффективному использованию ресурсов.
Так, за 2012 г. Минздрав совместно с экспертами разработал российскую модель клинико-статистических групп. В большинстве регионов, внедривших КСГ в прошлом году, уже наблюдаются позитивные перемены: стало меньше необоснованных госпитализаций, сокращены сроки лечения в стационарах, увеличены объемы стационарзамещающей помощи. В результате в рамках одних и тех же объемов финансовых ресурсов стало возможным повысить заработную плату медработникам, увеличить расходы на лекарства, применять более современные технологии.
Особенно хотела бы отметить, что Минздравом России активно совершенствуется нормативная база, обеспечивающая для всех регионов России единые принципы тарифной политики и использования единых методов оплаты медицинской помощи.
С 2013 г. финансирование территориальных программ ОМС в рамках базовой программы ОМС осуществляется по единому нормативу финансирования, что позволило обеспечить бездефицитность данных программ, а также сокращение дифференциации: в большинстве регионов средняя стоимость лечения в целом соответствует нормативному значению.
Если в 2011 г. у нас в 34 регионах отмечалось отличие от норматива оплаты более 50 проц. и в 33 регионах от 20 до 50 проц., то в этом году не осталось ни одного региона, где бы отклонение превышало 50 проц., и всего семь регионов, в которых отклонение от 20 до 50 проц. То есть фактически ситуация выровнялась.
Что же касается утверждения о том, что ФФОМС нарушил Бюджетный кодекс и использовал не соответствующие прогнозу социально-экономического развития данные о численности населения, то следует отметить, что начиная с 2011 г. при формировании бюджета ФФОМС на очередной финансовый год и плановый период применялась численность застрахованных лиц согласно данным персонифицированного учета, что соответствует законодательству об обязательном медицинском страховании.
Общая численность населения, использованная для расчетов параметров бюджета, соответствует прогнозу социально-экономического развития, составленного Минэкономразвития России.
Более того, на законопроект о бюджете ФФОМС на 2015 и плановый период 2016 и 2017 гг. получены положительные заключения Минфина России и Минэкономразвития России.
Нужно также отметить, что предлагаемый Счетной палатой способ расчета численности застрахованных лиц неизбежно приведет в случае его реализации к снижению финансирования территориальных программ ОМС.
zdrav.ru |