Биофармацевтическая компания Keryx Biopharmaceuticals со штаб-квартирой в Нью-Йорке опубликовала результаты исследования экспериментального препарата Зеренекс (Zerenex), предназначенного для лечения гиперфосфатемии, развивающейся при хронической болезни почек (ХБП), сообщает Reuters.
Как показали испытания, пероральный Зеренекс (цитрат железа), эффективно снижает концентрацию фосфатов в плазме, за счет образования с неадсорбируемых комплексных соединений с ними, а также повышает уровень железа в крови уже через 12 недель приема пациентами, не находящимися на диализе. Препарат хорошо переносится больными, отмечают ученые. В группе пациентов, принимавших экспериментальное ЛС, серьезные нежелательные явления были зарегистрированы только у 6 человек, по сравнению с 10 больными из контрольной группы. По информации Keryx, 19% пациентов прервали лечение Зенерексом, в плацебо-группе этот показатель составил 32%. Высокий уровень фосфатов в плазме связан с развитием болезни и высоким риском смерти пациентов, а недостаток железа вызывает анемию. Стандартная терапия включает внутривенные инъекции железа и стимуляторов эритропоэза (выработки красных кровяных телец). В начале этого года были представлены положительные результаты испытаний Зенерекса для лечения пациентов с терминальной стадией почечной недостаточности, находящихся на диализе. Ожидается, что Администрация по контролю за продуктами и лекарствами США (FDA) рассмотрит заявку на одобрение препарата уже в следующем году.
Власть позаботится о том, чтобы проводить поменьше губернаторских выборов в случае ухудшения социально-экономической ситуации перед выборами в Госдуму в 2016 году. В Кремле рассматривается возможность перенести часть региональных кампаний с 2015-го и 2016-го на будущий, 2014 год. Губернаторы, у которых срок истекает позже 2014 года, но которые хотят уже сейчас получить гарантии переназначения, встают в очередь на встречу с первым замглавы президентской администрации Вячеславом Володиным, рассказали "Ведомостям" источники, близкие к Кремлю и "Единой России". В 2014 году истекают сроки у 11 губернаторов: республик Алтай, Коми, Удмуртии, Алтайского края, Астраханской, Воронежской, Кировской, Курганской, Орловской, Псковской областей и Ненецкого автономного округа. При этом в ежегодном рейтинге политической выживаемости губернаторов главы удмуртский и орловский главы Александр Волков и Александр Козлов получили низший балл - единицу. Руководителей Кировской, Курганской, Псковской областей и Алтая - Никиту Белых, Олега Богомолова, Андрея Турчака и Александра Бердникова - оценили на двойку. Кроме того, досрочно отправлены в отставку руководители Ивановской области и Ставропольского края. В конце сентября "Коммерсант" сообщал, что готовятся отставки губернаторов еще в семи регионах. Где именно - не уточнялось, но политологи назвали среди проблемных регионов Калмыкию, Волгоградскую, Курскую, Мурманскую, Тамбовскую и Ярославскую области. По данным источников газеты в руководстве ЕР, назначенные там врио губернаторов смогут пойти на выборы в 2014 году. Такую технологию партия уже применила в Московской области, где выборы 8 сентября 2013 года выиграл бывший глава центрального исполкома "Единой России" Андрей Воробьев, отработав в качестве врио губернатора с ноября 2012 года. В свою очередь "Газета.Ru" писала на прошлой неделе, что Кремль испытывает проблемы с подбором врио губернаторов для депрессивных регионов, где заканчиваются полномочия действующих глав. "Бюджеты сокращаются, у регионов возникают проблемы даже с социальными расходами. Быть крайними желающих нет", - пояснил изданию источник, близкий к администрации президента. Он, напротив, не исключил, что замещение тех, кто уже "пересиживает", придется отложить на февраль - март будущего года, хотя при наличии кадрового резерва это могло бы произойти уже в ближайшее время. Из тех, у кого полномочия истекают после 2014 года, одобрение идти на выборы могут получить губернаторы Липецкой и Смоленской областей Олег Королев и Алексей Островский. Новую попытку заручиться поддержкой Кремля может предпринять глава Башкирии Рустэм Хамитов. Он просился на досрочные выборы еще в прошлом году, но получил отказ, так как в этом сентябре выбирали республиканское законодательное собрание. В целом эксперты скептически оценивают губернаторские кампании. "Вместо выборов губернаторов в России продолжаются фактические назначения, а поиск нужных кандидатов, как и прежде, - кулуарный процесс", - сказал "Газете.Ru" политолог Александр Кынев. По его мнению, "новым ярким фигурам просто негде проявиться: так, вместе с идеей муниципального фильтра с водой выплеснули ребенка". "Чрезмерная управляемость убила смысл выборов как конкурентного процесса, получилась профанация. Внутриэлитные переговоры по определению снижают круг возможных кандидатов", - заключил он.
По итогам трех кварталов 2013 года консолидированные бюджеты регионов рухнули в глубокий минус: их совокупный дефицит составил 73,8 млрд рублей. Соответствующая информация со ссылкой на данные Федерального казначейства и Минфина появилась на сайте iМониторинг, где публикуется информация об исполнении бюджетов всех субъектов РФ. По итогам девяти месяцев прошлого года в регионах еще был профицит более чем в 250 млрд рублей, но год они все равно тогда завершили с дефицитом в 279 млрд рублей, приводит данные "Финмаркет". Доходы пока еще превышают расходы в 25 регионах. В прошлом году только в 28 регионах бюджеты были в минусе. В лучшую сторону ситуация изменилась лишь в Ставропольском крае, где на смену небольшому дефициту прошлого года пришел небольшой профицит. В шести регионах денег в казне по итогам трех кварталов осталось даже больше, чем год назад: в том числе на Сахалине, в Алтайском крае и на Камчатке. Зато на Чукотке дефицит достигает 80% доходов; размер госдолга субъекта уже в 1,2 раза больше его доходной части. В Новгородской области израсходовано на четверть больше полученных доходов, в Хакасии - на 19%, в Краснодарском крае - на 17%. Причины недостачи денег в региональных бюджетах понятны: доходы у них остались на прошлогоднем уровне, то есть в реальном выражении с учетом инфляции - стали меньше. А расходы выросли почти на 6%. Примечательно, что в двух третьих регионов доходы консолидированных бюджетов все же выросли. Правда, в большинстве из них в пределах инфляции. Наиболее резко денежные поступления увеличились в казну Сахалинской области - почти на треть, главным образом, за счет роста на 57% сбора налога на прибыль. Следующие две строчки занимают Еврейская и Амурская области. Но там причина другая: им на треть увеличены трансферты из федерального бюджета - на ликвидацию последствий летнего наводнения. Общерегиональный провал по доходам обеспечили преимущественно сильные регионы. И главные причины две: катастрофический недобор налога на прибыль и резкое сокращение трансфертов из федерального бюджета. На 29% меньше оказались доходы Тюменской области: у нее на 40% сократились сборы налога на прибыль и трансферты из федерального бюджета. В меньшей степени эти же "болезни" подкосили бюджет Краснодарского края: в него собрано на 15% меньше, сказывается завершение олимпийской стройки, и Калининградской области: недобор превысил 11%. Бюджет Ямало-Ненецкого округа просел на 10%, притом что с налога на прибыль местные предприятия перечислили на 56% меньше. В Москве в этом году по итогам трех кварталов тоже поступило в бюджет на 1,3% меньше, чем год назад: на 19% меньше дал налог на прибыль; на 39% меньше были перечисления из федерального бюджета. Вытянуть городской бюджет помогли НДФЛ (граждане заплатили на 12,7% больше, чем год назад) и налог на имущество организаций (прирост на 13,1%). Среди наиболее пострадавших - Чечня. Доходы на 16% меньше прошлогоднего показателя. Но налог на прибыль никогда не был определяющим для ее бюджета (впрочем, как и остальные налоговые поступления). Просто на 19% сократился трансферт из Москвы: теперь он составляет 82% республиканских доходов (в прошлом году - 86%). Рецессия напрямую сказывается на региональных бюджетах. Снижение рентабельности, а с ней и прибыли компаний иссушает один из главных потоков финансовых ресурсов в казну - налог на прибыль. 90% этого налога идет в регионы. В лучшие годы он на треть наполнял их бюджеты. В этом году по итогам трех кварталов его поступило на 17,2% меньше, чем в прошлом (за январь-август отставание было еще больше - 19,7%). В Карелии - обвал сразу на 60%. 13 регионам удалось увеличить сборы налога на прибыль. Кроме выдающегося рекорда Сахалинской области, на 28% больше его поступило в бюджет Кабардино-Балкарии, хороший прирост в Санкт-Петербурге - на 18,5%. Но в 2013 году Минфин начал проводить новую трансфертную политику. Резко сократилась помощь со стороны федерации региональным бюджетам наиболее сильных территорий: в частности, на 54% меньше, чем в прошлом году, получил Краснодарский край, на 52% - Калининградская, на 41% - Тюменская область, на 39% - Москва. Урезали финансовый паек также тюменским округам, Татарстану. Правда, меньше стали получать также экономически не очень сильные Мордовия и Удмуртия. Увеличилась трансфертная поддержка наиболее слабых сибирских и северокавказских регионов и Санкт-Петербурга - сразу на треть. При провале доходной базы поджать расходы удалось только восьми регионам. На 14% меньше израсходовала Мордовия, 10% сэкономила Чечня, 8% - Тюменская область, 4% - Приморье. newsru.com
Администрация по контролю за продуктами и лекарствами США (FDA)одобрила препарат Газива (Gazyva) для лечения хронического лимфолейкоза в комбинации с химиотерапией хлорамбуцилом. Права на новое ЛС принадлежат американской компании Genentech (входит в Roche Group). Заявка на сертификацию препарата Газива (обинутузумаб) была подкреплена результатами исследования, в котором приняли участие 356 пациентов, не проходивших ранее лечения. У больных, получавших лекарство в комбинации с химиотерапией хлорамбуцилом, выживаемость без прогрессирования заболевания составила 23 месяца, тогда как у больных прошедших монотерапию хлорамбуцилом средняя выживаемость не превысила 11,1 месяцев. Наиболее частыми побочными реакциями комбинированного лечения были инфузионная реакция, снижение уровня нейтрофилов (иммунные клетки), анемия, боль в костях и мышцах, а также лихорадка. Обинутузумаб – препарат нового поколения на основе моноклональных антител, которые способны специфически связываться с особым белком-антигеном CD20 на поверхности злокачественных В-лимфоцитов и инициировать их гибель.
Фармацевтическая компания Roche планирует приобрести права на экспериментальный антибиотик, разработанный для борьбы с резистентной синегнойной палочкой, сообщает Reuters.
По информации агентства, Roche заплатит 548 млн долларов разработчику антибиотика – швейцарской компании Polyphor. Более того, Polyphor будет получать проценты от продаж любых форм препарата, а также сможет участвовать в продвижении ингаляционных форм лекарства на территории Европы. Экспериментальный антибиотик нового класса POL7080 обладает высоким потенциалом в борьбе с синегнойной палочкой (Pseudomonas aeruginosa). Эта бактерия широко распространена в больницах и является возбудителем множества инфекционных заболеваний, лечение которых затруднительно из-за ее высокой устойчивости к антибиотикам. По результатам I фазы клинических испытаний был сделан вывод о безопасности и хорошей переносимости экспериментального препарата пациентами. Решение Roche купить права на новый антибиотик выбивается из общей тенденции, так как ведущие фармпроизводители наоборот сворачивают разработку антибактериальных средств. Например, Pfizer в 2011 году закрыла центр по исследованию антибиотиков в Коннектикуте (США), а Eli Lilly и Bristol-Myers Squibb сократили расходы на создание новых препаратов.
Столичные власти хотят сделать медицинский кластер в «новой Москве» зоной с особым правовым статусом, где можно будет без длительных согласований с Минздравом применять препараты и технологии, которые еще не зарегистрированы в России. Об этом «Известиям» рассказал заместитель мэра по вопросам социального развития Леонид Печатников. Предполагается, что для зарубежных врачей, которые будут там работать, сертификационный экзамен на русском языке не будет обязательным.
— Мы хотим, чтобы на территории кластера можно было применять препараты, которые зарегистрированы по всему миру, но почему-то не прошли регистрацию в Российской Федерации, — рассказал Леонид Печатников. — Они могут иметь хорошую репутацию в Европе и Америке, но годами нужно ждать, когда они придут в Россию. Сейчас российская клиника может применять незарегистрированные препараты, но для этого ей нужно лечение каждого конкретного пациента согласовывать с Минздравом.
— Такие вещи делаются в порядке исключения для конкретного пациента, — уточнил вице-мэр. — Здесь речь идет о том, чтобы исключение касалось целого кластера. Пришел пациент, у него есть определенная болезнь, и для его лечения применяют те препараты, которые считает нужными доктор. Московские власти полагают, что в кластере можно в упрощенном порядке применять и медицинские технологии, еще не зарегистрированные в России. Сейчас зарубежному врачу, который хочет работать в России, необходимо сертифицировать свой диплом (то есть документ должно признать Минобрнауки) и сдать экзамен на русском языке. Мэрия готова упростить трудоустройство в медкластере для высококвалифицированных специалистов.
— Мы хотим, чтобы там могли работать врачи с дипломами США, а также Германии, Франции и других европейских стран, и чтобы они не обязаны были сдавать сертификационный экзамен на русском языке, — сказал вице-мэр. — Мы бы хотели, чтобы к нам пришли западные специалисты и принесли нам свои ноу-хау, которых нам сегодня не хватает в нашем образовательном процессе. Там же мы хотим создать университет, где могли бы преподавать наши иностранные коллеги. Закон о медицинском кластере должен быть федеральным, поэтому он должен быть внесен в Госдуму. Сроки его внесения пока не определены. Как рассказала административный директор благотворительного фонда AdVita, помогающего онкобольным, Елена Грачева, для того, чтобы зарегистрировать препарат на территории России, требуется обычно от двух до пяти лет. Столько времени занимает оформление документов и проведение клинических исследований. За год через фонд AdVita, по словам Елены Грачевой, проходит около 1 тыс. больных, и примерно 30 из них требуются незарегистрированные препараты, поскольку остальные не помогают.
— Если клиника считает, что ее пациенту нужен незарегистрированный препарат, она обращается в Министерство здравоохранения и в течение пяти дней может получить разрешение использовать его для лечения именно этого пациента, — рассказала эксперт. Ввоз препарата в Россию — процедура более сложная и длительная. Обычно этим занимаются благотворительные фонды: они договариваются с зарубежными организациями и ищут способы оплатить эти препараты и доставить их в Россию. Как отметил директор Центра социальной экономики Давид Мелик-Гусейнов, новые препараты обычно приходят в Россию обычно спустя 0,5–3 года после появления на Западе:
— Россия не является главным рынком сбыта для зарубежных фармкомпаний, и им выгоднее сначала зарегистрировать новый препарат в других странах. Директор фонда «Подари жизнь», помогающего детям с онкологическими и другими тяжелыми заболеваниями, Екатерина Чистякова рассказала, что из медицинских технологий в России, как правило, отсутствуют те, которые нужны небольшому числу больных.
— Например, наши дети уезжают за границу для проведения протонного облучения и терапии радиоактивным йодом, — сказала эксперт. — Если привозить эти технологии в Москву, то москвичей, которым они нужны, для инвестора окажется слишком мало, и целесообразно будет лечить с их помощью пациентов со всей России. Директор Института экономики здравоохранения ВШЭ Лариса Попович считает, что применение незарегистрированных препаратов может принести вред пациенту.
— Если препарат не зарегистрирован в России, нет гарантии, что он безопасен и эффективен, — отметила Попович. — При этом, если он эффективен, скажем, в странах Африки, он может по-другому действовать на российских пациентов, потому что у пациентов разных национальностей и рас могут быть свои специфические особенности. На днях руководитель столичного департамента развития новых территорий Владимир Жидкин сообщил, что для медицинского кластера в Коммунарке будет построено «до 1 млн кв. м недвижимости». В сентябре Москомархитектура объявила тендер на разработку архитектурной концепции административно-делового центра около поселка Коммунарка. В техзадании сказано, что медицинский кластер займет 490 тыс. кв. м. Российская Фармацевтика
Лишь 35 % россиян довольны уровнем медпомощи, поставила диагноз системе здравоохранения председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко.
Почему закупаемые нашими клиниками лекарства иногда не лечат, а калечат, оборудование приобретается по бешеным расценкам, а технологии лечения - устаревшие? Ответ на этот вопрос искали на заседании в СФ, посвященном вопросам эффективности здравоохранения. На недавнем заседании Госсовета Владимир Путин потребовал повысить эффективность бюджетных трат. Одна из главных "черных дыр" - как раз система здравоохранения. "Простое закачивание денег не дает результата, - заметила Валентина Матвиенко. - Есть регионы, где граждане не могут вовремя попасть даже на прием к терапевту, не говоря уже о врачах профильной специальности". Именно на региональном уровне проблема со средствами на здравоохранение особенно обострилась. Как напомнила спикер Совфеда, объем дефицита региональных госпрограмм по гарантиям оказания медицинской помощи по итогам прошлого года составил 164 млрд рублей. В этом году данный показатель пока не подсчитан, но тенденция сохраняется. "Это тревожные цифры, - считает Матвиенко. - Когда принимаются региональные программы, которые обсуждаются правительством, а потом недофинансируются, мы обманываем себя и население. Этого допускать нельзя". Есть логичный выход из этой ситуации - финансировать из бюджетных средств только те медицинские технологии, которые доказали свою эффективность, безопасность, а также выгоду. Но это в теории все выглядит просто. А на самом деле многое решается путем лоббизма со стороны фармацевтических компаний и производителей оборудования. Эксперты подтверждают выводы Матвиенко. Так, стоимость 20-30% препаратов, которыми лечат в наших клиниках, не соответствует их качеству, рассказал директор Центра оценки технологий здравоохранения Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ Виталий Омельяновский. В списке жизненно важных лекарственных средств обосновались препараты с недоказанной эффективностью или те, у которых есть более дешевые и эффективные аналоги. В развитых странах нашли решения этой проблемы, создав специализированные структуры, которые проводят всестороннюю оценку медицинских технологий. Такая организация (или сеть из них) должна появиться и у нас, решили на заседании Совфеда. Специалисты будут проводить независимую экспертизу медицинских технологий. А чтобы к ним реально прислушивались, понадобится законодательно встроить новую структуру в систему здравоохранения. В нашей стране, правда, действуют стандарты оказания медпомощи, которые отчасти подменяют подобную экспертизу. Но медики говорят, что они часто неадекватны. В некоторых из них, например, перечислено столько процедур, что не выдержит ни один пациент. В других - делается акцент на устаревшие методы лечения. Медсообщество часто приводит в пример критическую ишемию при диабетической стопе - тут предусмотрено 70 процентов ампутаций. Однако медицина давно ушла вперед, и при современном подходе в подобных случаях число ампутаций составляет не больше 15-20 процентов. Если действовать по стандарту, надо отрезать ноги 70% больных. В стране действительно должна быть единая модель экспертной оценки медицинских технологий, согласен замглавы минздрава Сергей Краевой. Так что его ведомство поддерживает подход Совфеда и медицинского сообщества, хотя и оргвопросов остается немало: например, какой статус будет у новой структуры? Возможно, это будет Агентство, как на Западе, предполагает Краевой. Общая система оценки в мире действительно работает, подтвердил президент Ассоциации развития медицинских информационных технологий Михаил Эльянов. Экономический эффект - сотни миллионов евро в каждой практикующей данный подход стране. Ремедиум
Минздрав России проводит аукционы на право заключения государственного контракта на поставку лекарственных препаратов в рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 г. № 1155 «О закупках лекарственных препаратов, предназначенных для лечения больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей».
Американская фармацевтическая компания Vertex вынуждена сократить примерно 15% сотрудников (370 человек) из-за резкого снижения спроса на противогепатитный препарат Инсивек (телапревир), предназначенный для лечения пациентов, инфицированных вирусом 1-го генотипа. Согласно информации, опубликованной на сайте NASDAQ, за третий квартал текущего года продажи Инсивека упали на две трети. В первую очередь будут сокращены сотрудники, занятые в продаже и продвижении телапревира. Оставшийся штат компании (около 1800 человек) продолжит продвижение на рынке своего лекарства для лечения муковисцидоза, а также разработку новых методов терапии этого заболевания. Снижение спроса вызвано тем, что многие пациенты прекратили лечение Инсивеком в ожидании выхода новых препаратов, которые должны уже скоро появиться в продаже. На прошлой неделе экспертный совет FDA рекомендовал к одобрению сразу два препарата для лечения гепатита С 1-го генотипа: симепревир разработки Johnson & Johnson и софосбувир компании Gilead Sciences.
С января по август 2013 года в России выявлены 41,94 тыс. новых случаев ВИЧ-инфекции. Об этом сообщает Росстат.
Эти данные на 13,7% превышают цифры за аналогичный период 2012 года.
Отмечается, что среди 41,94 тыс. человек, зарегистрированных с болезнью, вызванной вирусом иммунодефицита человека, 557 человек – это дети и подростки в возрасте до 17 лет.
Более половины всех выявленных случаев зарегистрированы в Санкт-Петербурге, Московской, Кемеровской, Новосибирской, Тюменской, Самарской, Свердловской и Иркутской областях, Башкирии, Пермском и Красноярском краях.
Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов будет представлен на общественное обсуждение в середине ноября. Об этом сегодня сообщила директор департамента Департамента лекарственного обеспечения и регулирования обращения медицинских изделий Минздрава России Елена Максимкина 30 ноября на всероссийской конференции "Фарммедобращение". "Пока мы видим только плюсы от создания этого перечня", - добавила Е. Максимкина. Стоит отметить, что действующий сейчас Перечень ЖНВЛП утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2011 г. № 2199-р и в 2013 г. не пересматривался. Это вызвало недовольство среди пациентских организаций. В частности, о необходимости пересмотра перечня и включения в него ряда лекарственных препаратов в письме к министру Веронике Скворцовой обращалась Общероссийская общественная организация инвалидов — больных рассеянным склерозом. В письме указывалось, что «утверждение Правительством РФ списка ЖНВЛП на 2013 г. без дополнительного включения в него новых лекарственных препаратов для лечения рассеянного склероза лишает пациентов возможности получать лечение новыми лекарственными препаратами в рамках программы государственных гарантий, что непременно приведет к новой волне жалоб пациентов, масштабному недовольству социально незащищенных групп граждан по всей стране, подрыву авторитета правительственных институтов».
Министр здравоохранения Вероника Скворцова не согласилась с Татьяной Голиковой по поводу возможного ухудшения государственной медицины.
Осложнений с оказанием медицинской помощи россиянам в 2014 году не будет, сказала министр здравоохранения, отвечая на просьбу журналистов прокомментировать выступление главы Счётной палаты Татьяны Голиковой.
25 октября в Госдуме на первом чтении законопроекта о Федеральном бюджете Татьяна Голикова выразила опасение, что ситуация в государственной медицине в следующем году может ухудшиться. Это связано с изменениями в финансировании, которые произойдут с 2014 года, уточнила глава СП, подчеркнув, что пока не созданы механизмы, которые бы компенсировали сокращение бюджетного финансирования государственной медицины, пишет «Российская газета». В результате работа федеральных медучреждений, которых особенно много в Москве и Санкт-Петербурге, может осложниться. Фактически речь идет об оказании высокотехнологичной медицинской помощи - дорогостоящих операциях и других новейших видах лечения. - Я могу твердо сказать, что в 2014 году никаких осложнений с оказанием качественной медицинской помощи не будет, - заявила Вероника Скворцова. В министерстве здравоохранения "Российской газете" пояснили, что сокращение бюджетного финансирования федеральных медцентров будет компенсировано увеличением денежных поступлений из Фонда обязательного медицинского страхования. Для этого некоторые виды высокотехнологичного лечения были включены в программу госгарантий. А сам фонд получит дополнительные деньги - примерно 200 млрд рублей (ранее эти средства шли на модернизацию здравоохранения - за счет них переоборудовались поликлиники и больницы). Кроме того, увеличивается страховой тариф за неработающее население, то есть должны возрасти поступления в систему ОМС из региональных бюджетов. - При изменении источника финансирования нормативы оплаты высокотехнологичной медицинской помощи остались такими же, что и были, - уточнили в ведомстве. - Сколько получала клиника, например, за операцию стентирования или ЭКО, столько и будет получать. Только средства будут идти не из бюджета, а через фонды ОМС. Таким образом, в министерстве не видят угрозы того, что какие-то участки в системе оказания медпомощи окажутся на "голодном пайке", сообщает издание. Перевод финансирования здравоохранения на "одноканальную" систему, то есть исключительно из средств ФОМС, продолжается уже не первый год. В 2013 году, в частности, за счет обязательного медстрахования стала оплачиваться работа скорой помощи, которая раньше традиционно финансировалась из бюджета. Сбоев в работе скорой в начале года было немало; например, страховщики отказывались оплачивать работу медицинских бригад, которые выезжали по ложному вызову, а врачи жаловались на уменьшение заработков. Чтобы выправить ситуацию, понадобилось несколько месяцев. Что касается изменений с высокотехнологичной медициной, в министерстве подчеркивают, что с будущего года изменяется порядок финансирования лишь некоторых, наиболее массовых, хорошо растиражированных ее видов - в частности, операций по стентированию, эндопротезированию суставов, экстракорпоральному оплодотвороению. - Эти операции уже хорошо освоены в региональных клиниках и выполняются там даже в большем объеме, если сравнивать с федеральными медцентрами. Что касается более сложных операций - на открытом сердце, например, в нейрохирургии, трансплантологии и т.д., - все они по-прежнему будут финансироваться за счет бюджета, - говорят в Минздраве. Уменьшится ли при этом количество квот по каждому конкретному направлению, каждому виду лечения - сказать пока не берется никто. При этом Вероника Скворцова высказала опасение, что в 2015-2016 годах ситуация может стать менее благополучной. Резервы, которыми наполняют ФОМС для работы в 2014 году, иссякнут. И дальнейшие урезания расходов федерального бюджета на госмедицину могут оказаться болезненными. К слову, в 2015 году перечень видов ВМП, передаваемых в ведение ФОМС, должен существенно расшириться. - Мы бы хотели, чтобы те финансовые ограничения, которые пришли сегодня на федеральный бюджет по здравоохранению, ограничилась теми "урезаниями", которые были на 2014 год. И хотели бы использовать 2014 год для дополнительных обоснований потребностей здравоохранения на следующий период, - сказала Вероника Скворцова. При этом министр отметила, что важно, чтобы финансовые интересы отрасли отстаивал не только Минздрав, но и контрольные органы, пишет «РГ».
По данным исследования РБК research, львиная доля теневого сектора рынка платной медицины сосредоточена в государственном секторе. До четверти россиян ежегодно «благодарит» врачей за медицинские услуги либо в виде прямых денежных выплат, либо в виде иных эквивалентов признательности.
Инфляционная модель Согласно данным РБК.research, в 2012 году объем рынка платных медицинских услуг в России составил 490-560 млрд. руб. Эти цифры включают в себя данные по трем составляющим, на которые условно делят рынок платных медицинских услуг в России: легальный сектор (официальные платежи), рынок добровольного медицинского страхования (ДМС) и «теневой» сектор (платежи врачам, минуя кассу). Комментируя результаты исследования, старший аналитик, руководитель исследовательских проектов РБК Сергей Хитров отмечает, что легальный сегмент рынка увеличивается. Это происходит как за счет роста количества предоставленных населению услуг, так и за счет сокращения «теневого» сегмента. По прогнозам, объем платежей «мимо кассы» будет снижаться путем изменения подхода к системе управления здравоохранением, принятия законодательных документов, регулирующих рынок платных медицинских услуг. Наметилась положительная динамика и по сегменту ДМС. После экономического кризиса 2008-2009 гг. он начал расти темпами, превышающими 10% в год - выше уровня инфляции. По словам Сергея Хитрова, рынок платных медицинских услуг в России имеет ярко выраженную инфляционную модель развития: - Стоимостной объем коммерческой медицины растет, начиная с 2010 года, но рост осуществляется благодаря повышению стоимости услуг. Объем отпускаемых населению услуг в последние годы растет медленнее. Рост цен в медицине во многом связан с удорожанием аренды недвижимости, импортных лекарств и оборудования, увеличением зарплат персонала.
Рис. 1. Динамика структуры рынка платных медицинских услуг в России, %
Примечание: в графах, где года помечены буковой F, представлены данные по прогнозам экспертов
Источник: эксперты рынка, РБК.research
Большинство экспертов едины во мнении, что рынок платных медицинских услуг будет расти в ближайшие годы, но при этом темпы роста будут замедляться. По мнению игроков рынка, темпы роста в 12-15% сохранятся на протяжении ближайших 2-3 лет. Главным драйвером роста, как и ранее, будет ненадлежащее качество бесплатной медицинской помощи.
Рис. 2. Динамика объема рынка платных медицинских услуг в России, млрд. руб., %
Как показали результаты исследования, общими тенденциями рынка платной медицины являются расширение профиля оказываемых частными клиниками услуг, а также дальнейшее формирование и укрупнение сетей медицинских учреждений. Вместо одиночных медицинских кабинетов во многих российских городах в ближайшие годы могут появиться пять-шесть крупных многопрофильных медицинских центров. При этом усиленное развитие платных медицинских услуг будет происходить в крупнейших и крупных городах России. Поскольку легальный сектор медицинского обслуживания в России контролируется, в том числе, на нем производится централизованный учет статистики, он является наиболее прозрачным среди остальных секторов рынка. Его объем ежегодно оценивается Росстатом. Так, в 2011 году он составил 286 млрд. руб., в 2012 году – около 318 млрд. руб. Оценки экспертов рынка совпадают с данными государственной службы статистики. При этом прогнозируется, что легальный сегмент рынка будет расти темпами, опережающими рост рынка платных медицинских услуг в целом за счет сокращения теневого сектора. Темпы роста легального сегмента могут составить 13-17%, против 12-15% рынка в целом. Рис. 3. Динамика объема легального рынка платных медицинских услуг в России, млрд. руб.
Источник: ФСГС, Эксперт РА и другие эксперты, РБК.research
Платежи в «карман» По данным исследования, большая доля нелегальных платежей в медицине приходится на государственный сектор. Самые высокие средние расходы на вознаграждение напрямую медперсоналу в государственных клиниках наблюдаются у жителей Санкт-Петербурга и Московской области – свыше 7 тыс. рублей в расчете на семью в год. Для жителей Москвы данная категория затрат сопоставима с тем, что наблюдается в менее крупных регионах (5-6 тыс. рублей). Собранная статистика свидетельствует, что рынок платных медицинских услуг в государственном секторе в Москве является более цивилизованным, чем по России в целом, так как в нем значительно меньше доля так называемого теневого сектора. - Исследователи считают, что причины появления «теневых» платежей заложены в особенностях управления здравоохранением, - отмечает Сергей Хитров. - Каждый участник этого процесса знает, что получает в итоге и за что платит. С одной стороны, теневой платеж позволяет получить пациентом качественные медицинские услуги, с другой, врачам – компенсировать низкие заработные платы. Параллельно с этим прослеживается блокировка доступа больных к бесплатной медпомощи. Это вынуждает их оплачивать услуги через кассу или давать взятку врачу. Опрос показал, что пациенты часто сталкиваются с искусственным дефицитом медицинских услуг, с прямым отказом в бесплатном лечении, просьбой или требованием оплатить те процедуры, которые, на их взгляд, являются бесплатным. Чаще всего деньги в конвертах врачи получают за оказание высокотехнологичной и специализированной медпомощи. Среди узких специалистов, которые чаще других получают от пациентов «ценные подарки», оказались онкологи, кардиологи и кардиохирурги, а так же гинекологи и стоматологи. По словам эксперта, динамика объема «теневого» сегмента в основном следует за динамикой рынка в целом, однако растет сегмент более низкими темпами, чем рынок в целом. По прогнозам, снижение доли нелегальных платежей достигнет 15% за счет введения более жестких мер по контролю «некассовых» сборов, особенно в частных клиниках. Медвестник
Регионы могут получить полномочия по закупке лекарств по программе «7 нозологий» с 2015 г., а не с 2014 г., как планировалось раньше. Срок передачи полномочий от Минздрава регионам предлагается продлить до 2015 г., рассказала директор департамента лекарственного обеспечения и регулирования обращения медицинских изделий Минздрава Елена Максимкина на организованной «Ведомостями» конференции Pharma Russia. Соответствующие поправки ко второму чтению внесены в законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам охраны здоровья граждан в Российской Федерации», сообщила она. В базе Госдумы этих поправок еще нет, но ранее член комитета по охране здоровья Госдумы говорил «Ведомостям», что такие поправки подготовлены и запланированы к внесению. По программе «7 нозологий» на бюджетные деньги закупаются наиболее дорогие лекарства. Сейчас конкурсы на закупку препаратов по этой программе проводит Минздрав. По данным DSM Group, в 2012 г. на закупку препаратов по программе «7 нозологий» выделено 37,8 млрд. руб., всего же на приобретение лекарств для льготников в прошлом году потрачено 78,4 млрд. руб. В 2011 г. Госдума приняла поправки в закон «Об основах охраны здоровья граждан»: регионы с 2014 г. будут закупать лекарства по программе «7 нозологий» на деньги федерального бюджета, переданные им в виде субвенций. Производители не станут участвовать в мелких торгах на региональном уровне – они для них невыгодны и ресурсозатратны, говорил летом 2013 г. Тимофей Нижегородцев, начальник управления контроля социальной сферы и торговли Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Значит, не будет объемных скидок, которые поставщики дают сейчас, а в торгах будут участвовать посредники, поставляющие препараты с максимальной наценкой, заявлял Нижегородцев (обе цитаты по сайту ФАС). С 2013 г. регионы получили право закупать лекарства для лечения ВИЧ/СПИД и туберкулеза. Уже в ходе первых закупок цена препаратов для лечения ВИЧ и СПИД на региональных торгах оказалась на 20–30% выше цены прошлого года (когда препараты закупались через федеральный центр), указывает саморегулируемая организация «Стандарты фармацевтического рынка». Поправки предусматривают, что срок передачи полномочий на закупку лекарств по программе «7 нозологий» – 2015 год, но «многие выступают за то, чтобы продлить полномочия по данной группе до 2018 г.», рассказывает Максимкина. Минздрав, по ее словам, «не против» продления своих полномочий. «Безусловно, централизованные закупки позволяют нам в настоящее время существенно экономить средства», – объясняет она. В сохранении централизации есть свои плюсы: участие в таких аукционах более предсказуемо и просто с точки зрения логистики, говорит гендиректор фармкомпании «Р-фарм» Василий Игнатьев. При децентрализации в каждом регионе были бы свои сроки проведения аукционов, доставки и оплаты, объясняет он. Но в то же время компания хорошо представлена в регионах, поэтому передача полномочий на уровень регионов не вызвала бы сложностей, так, при участии в торгах на поставку лекарств по программе ВИЧ/СПИД их не было, говорит Игнатьев
Покупает без поправок ... Несмотря на то что закон еще не принят, минздрав за счет «финансовых средств этого года» закупает лекарства по программе «7 нозологий» на следующее полугодие, рассказала Максимкина.
Административное вмешательство в отношения участников рынка должно существенно сократиться. На это направлены все изменения в антимонопольное законодательство, подготовленные Федеральной антимонопольной службой, заявил руководитель ФАС России Игорь Артемьев на V ежегодной конференции «Антимонопольное регулирование в России».
В своем докладе Игорь Артемьев выделил немало важных задач, которые поставила перед собой ФАС России. Он подробно рассказал о концепции применения антимонопольного законодательства и уточнил позицию ведомства к поправкам в Федеральный закон «О защите конкуренции». Как сообщили в пресс-службе антимонопольного ведомства, данные поправки состоят из двух частей: первая – это то, что не вошло в "третий антимонопольный пакет" законов, то, что потребовало дополнительного согласования с органами власти и бизнесом. Вторая часть – это предложения бизнеса. В частности, предполагается полный отказ от уведомлений о сделках экономической концентрации (оказывающих влияние на состояние конкуренции), а также в целях устранения государственного вмешательства в экономику, поправки предусматривают введение обязанности органов власти согласовывать создание ГУПов и МУПов с антимонопольным органов. «Мы не будем давать положительное заключение на создание ГУПов и МУПов на конкурентных рынках», - заявил Игорь Артемьев. Говоря о количественных показателях итогов работы службы, Игорь Артемьев отметил общую тенденцию снижения количества возбуждаемых дел на фоне роста количества выданных предостережений и предупреждений. В 2012 году количество возбужденных дел снизилось на 12,4%, в 2013 году - на 27,7%. С расширением институтов предупреждения предостережения количество дел снизиться на 200-300%. «Институт предупреждения и предостережения хорошо себя зарекомендовал. Поэтому принято решение распространить его действие на иные формы злоупотребления доминирующим положением – это антиконкурентные действия органов власти, а также недобросовестная конкуренция, за исключением сферы интеллектуальной собственности», - пояснил Игорь Артемьев. «В настоящее время поправки в антимонопольное законодательство проходят согласование с заинтересованными федеральными органами власти и представителями бизнес-сообщества», - заключил руководитель ФАС России.
Возврат Министерству здравоохранения РФ санитарно-эпидемиологических функций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека (Роспотребнадзора) был бы логичным решением. Такое мнение высказала журналистам глава Минздрава Вероника Скворцова 26 октября. ''Наше глубокое убеждение в том, что важнейшей частью Минздрава является санитарно-эпидемиологическая служба'', - подчеркнула В. Скворцова. Она напомнила, что, начиная с советских времен, главный санитарный врач был первым заместителем министра здравоохранения. ''И даже после того, как был сформирован Роспотребнадзор в 2004г., 80% функционала этого ведомства составляет санитарно-эпидемиологическая служба и только 20% - это функционал, связанный с потребительским рынком. Поэтому логично, если бы эта служба была единой с Минздравом, чтобы она координировала всю профилактическую работу и мониторную работу по санитарно-эпидемиологическому благополучию. Как оно будет - посмотрим, время покажет'', - заключила В. Скворцова. При этом глава министерства подчеркнула, что это ее личное мнение, пишет interfax.ru. Разговоры о возможной реорганизации Роспотребнадзора возникли после отставки Геннадия Онищенко, который руководил ведомством с 2004 г.
Экспертный совет Администрации по контролю за продуктами и лекарствами США (FDA) единогласно рекомендовал к одобрению экспериментальный препарат симепревир (simeprevir) для лечения гепатита С генотипа 1. Разработка нового ЛС велась компанией Johnson & Johnson в партнерстве с Medivir, сообщает PharmaTimes. Все 19 членов консультативной комиссии по антивирусным препаратам высоко оценили эффективность симепревира в составе комплексной терапии с интерфероном и рибавирином. Ожидается, что окончательное решение FDA вынесет в следующем месяце. Заявка в регулирующий орган сопровождалась предоставлением результатов клинических исследований III фазы, в которых приняли участие пациенты, не проходившие до этого лечения, или у которых был отмечен рецидив после курса терапии интерфероном. Препарат симепревир является ингибитором протеазы NS3/4A нового поколения и подходит для лечения хронического заболевания, вызванного вирусами гепатита С 1 и 4 генотипов у взрослых пациентов. В конце сентября препарат был разрешен к использованию в Японии.
17 октября 2013 года Председатель Правительства Российской Федерации Д. А. Медведев подписал постановление №929, устанавливает предельные цены контракта (лота) при размещении заказов на поставку лекарств, при превышении которых лекарственные средства с различным МНН нельзя включать в состав смешанных лотов. Постановление принято в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 33 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и вступит в законную силу с 1 января 2014 года, заменив действующее в настоящее время в соответствии с 94-ФЗ постановление Правительства Российской Федерации №301. Как и в постановлении №301, новый нормативный правовой акт предусматривает фактический запрет на включение в состав смешанных лотов наркотических, психотропных, радиофармацевтических лекарственных средств, а также лекарственных средств, не имеющих аналогов, что позволит участвовать в торгах большему количеству участников, повысит конкуренцию и приведет к снижению бюджетных расходов на закупку лекарственных средств. Единственное принципиальное различие двух постановлений состоит в том, что предельное значение цены контракта ранжировано от 1 до 5 млн.руб. в зависимости от годовых объемов закупаемых заказчиками лекарственных средств. «Ранжирование предельного значения цены контракта в зависимости от величины заказчиков даст возможность наиболее крупным заказчикам ограничить количество проводимых ими процедур, что направлено на упрощение их работы. В то же время реализация норм принятого постановления расширит возможности участия в торгах большого количества поставщиков, будет способствовать развитию конкуренции и снижению бюджетных расходов на закупку лекарственных средств», – прокомментировала заместитель начальника Управления контроля социальной сферы и торговли ФАС России Надежда Шаравская.